Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как разговаривать с теми, кто думает иначе

Франческа Джино
Фото: Flashpop/Getty Images

Для правильного функционирования организации, как и для правильного функционирования общества, нужно, чтобы и рядовые сотрудники, и руководители вели конструктивные переговоры даже при наличии разных взглядов и мнений. Вернее, особенно при наличии таких разногласий.

Легко сказать! И в особенности сейчас, когда в социальных сетях и реальной жизни мы регулярно сталкиваемся с людьми, чьи основополагающие убеждения и ценности противоречат нашим. Споры о том, помогают ли маски сдерживать распространение коронавируса, надо ли разрешить людям работать из дома во время пандемии и кто достоин победы на президентских выборах в США, слишком часто превращаются в бурные ссоры.

Многие из нас избегают обсуждений, которые могут оказаться трудными или неприятными. Но возможен и более эффективный подход — выбор некатегоричной, неотвергающей манеры ведения диалога. Она предполагает использование формулировок, которые позволяют каждой из несогласных сторон проявить готовность серьезно отнестись к точке зрения другой стороны и сигнализируют об интересе говорящего к чужому мнению. В ходе нашего исследования мы с коллегами пришли к выводу, что ее можно освоить и развивать.

Коренные причины. Многие из нас непроизвольно стараются избегать потенциально напряженных обсуждений, мы откликаемся на разговоры с теми, кто подтвердит наши убеждения, а не оспорит их. Так происходит, потому что мы неточно прогнозируем свое внутреннее состояние во время подобных бесед. Например, сторонники политических партий переоценивают неприятные эмоции, которые могут возникнуть в разговоре с теми, кто придерживается противоположных взглядов, показало недавнее исследование Чарльза Дорисона, Джулии Минсон и Тодда Роджерса из Школы управления им. Кеннеди (Гарвард).

Кроме того, если мы все-таки вовлекаемся в разговор с противниками своих убеждений, многие из нас пытаются убедить собеседников отказаться от своей точки зрения в пользу нашей. Предполагая, что мы правы, а они — нет, мы боремся за свое видение и пытаемся «выиграть» в споре. Проблема в том, что противоположная сторона, вероятно, мыслит точно так же. Этот подход дает обратный эффект, и в итоге приходится разбираться с еще более напряженными конфликтами.

Есть подход лучше. Как показало наше исследование, когда мы проявляем внимательное отношение к собеседнику, то есть демонстрируем готовность выслушать противоположную позицию и уважительно к ней отнестись, наши противники находят наши аргументы более убедительными. Кроме того, собеседник перенимает ту же манеру общения. И тот, с кем у нас есть разногласия, тоже более внимательно относится к нашему мнению. Собеседники, готовые считаться с другими точками зрения, обычно внушают больше симпатии, и с ними чаще готовы иметь дело.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте