Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать, если вас не любят коллеги и сотрудники

Нихар Чхая
Фото: ALBERTO PIZZOLI /Getty Images

В первые месяцы после начала работы в новой компании вы, скорее всего, будете испытывать две эмоции: радоваться новому приключению и волноваться, получится ли у вас освоиться в новой должности. Некоторые из коллег могут относиться к вам не слишком дружелюбно или вовсе попытаются вам помешать. Это не только не даст вам работать на максимуме, но и поставит под угрозу ваш личный бренд, особенно если эти коллеги обладают влиянием в компании.

Трудности при поиске общего языка с новыми коллегами — очень распространенная проблема. Половина топ-менеджеров, приходящих в компании со стороны, увольняются в первые полтора года в первую очередь из-за неспособности приспособиться к культуре компании, а также из-за плохой процедуры введения в должность. Для вновь назначенного менеджера гармония с коллегами столь важна, что целых 58% опрошенных мужчин и 74% опрошенных женщин отказались бы от более высокооплачиваемой должности, если бы не могли найти общий язык с коллегами.

Есть много причин, почему ваши коллеги могут захотеть помешать вам в начале вашего пути, и далеко не все из них зависят от вас. Но эти несколько приемов помогут вам изменить их восприятие — и сохранить свою мотивацию и шансы на успех.

Возможно, им не нравитесь не вы сами, а то, что вы представляете

Если вы только что получили новое назначение, а коллеги сразу ругают вас за глаза или мешают вам работать, скорее всего, дело не в вас, ведь с вами пока никто не знаком. Вероятно, все объясняет ситуация, сложившаяся до вашего появления.

Например, одна из клиенток, с которой я занимался коучингом, старший вице-президент, сразу после назначения заметила, что многие из ее сотрудников ведут себя пассивно-агрессивно. Они всегда говорили ей то, что она хотела слышать, но не шли на контакт и не выполняли договоренностей. Расспросив начальника, она выяснила, что чуть ли не половина ее сотрудников тоже подавали заявку на место вице-президента. Они не только расстраивались, что выбрали не их, но и злились, что компания вообще решила нанять менеджера со стороны, а не повысить кого-то из своих. К сожалению, вице-президент нечаянно стала символом старого конфликта в отделении.

Иногда коллеги не принимают вас из-за того, что о вас говорили еще до назначения. Я работал с директором по маркетингу из известной компании Fortune 100. Она пришла на роль вице-президента в менее крупную региональную фирму. Она вела себя скромно и дружелюбно, но несколько человек все равно никак не хотели ее слушать.

Только через несколько месяцев дружелюбно настроенный коллега объяснил: ее начальник — один из нескольких старших вице-президентов компании — так настойчиво расхваливал ее карьеру и опыт, что у людей заранее сложилось о ней негативное мнение. Этот старший вице-президент очень гордился, что ему удалось нанять человека из глобальной компании, который мог пойти куда угодно, и его желание похвастаться этим успехом привело к недружелюбной встрече.

Создайте собственный консультационный совет

Если вы недавно пришли в компанию со стороны, вы не захотите консультироваться с боссом или коллегами по всем вопросам и по каждой детали корпоративной культуры, чтобы не показаться некомпетентным. Но в большинстве компаний плохо налажена система введения новых сотрудников в должность, и до 20% из них покидают компанию в первые 45 дней после найма. Так что вы поможете и компании, и самому себе, если будете проактивны, заранее ознакомитесь с корпоративной культуре и поймете, как избежать потенциальных ошибок.

Чтобы не нарушать нормы и привычки компании еще до того, как вы выстроите свой бренд, создайте личный совет директоров — группу людей, которые будут помогать вам и давать честные советы. Попросите самых недовольных коллег о постоянной помощи — не только чтобы показать, что вы готовы развиваться, но и чтобы защититься от потенциального саботажа. На первых порах вашим главным защитником будет ваш начальник — ведь это он решил вас нанять. Попросите его проводить с вами больше времени: он поможет вам установить рабочие ожидания и понять, от кого из заинтересованных лиц зависит ваш успех. Затем попросите о таких же регулярных консультациях коллег равного с вами уровня, своих прямых подчиненных и сотрудников других отделений. Тратьте время не только на то, чтобы узнать, что вам нужно делать, но и на то, чтобы понять, как здесь принято работать.

Переманивайте противников на свою сторону

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте