Что делать, если вас не любят коллеги и сотрудники | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать, если вас не любят коллеги
и сотрудники

Как расположить к себе коллег и сотрудников на новом месте работы

Автор: Нихар Чхая

Что делать, если вас не любят коллеги и сотрудники
Фото: ALBERTO PIZZOLI /Getty Images

читайте также

Прилипчивые институты

Русанов Василий

Четыре шага для автономной работы сотрудников

Дебора Анкона,  Кейт Айзекс

Почему не стоит бояться совершить ошибку

Борис Щербаков

Чтобы хватило на всех

Игорь Гурков,  Моргунов Евгений

В первые месяцы после начала работы в новой компании вы, скорее всего, будете испытывать две эмоции: радоваться новому приключению и волноваться, получится ли у вас освоиться в новой должности. Некоторые из коллег могут относиться к вам не слишком дружелюбно или вовсе попытаются вам помешать. Это не только не даст вам работать на максимуме, но и поставит под угрозу ваш личный бренд, особенно если эти коллеги обладают влиянием в компании.

Трудности при поиске общего языка с новыми коллегами — очень распространенная проблема. Половина топ-менеджеров, приходящих в компании со стороны, увольняются в первые полтора года в первую очередь из-за неспособности приспособиться к культуре компании, а также из-за плохой процедуры введения в должность. Для вновь назначенного менеджера гармония с коллегами столь важна, что целых 58% опрошенных мужчин и 74% опрошенных женщин отказались бы от более высокооплачиваемой должности, если бы не могли найти общий язык с коллегами.

Есть много причин, почему ваши коллеги могут захотеть помешать вам в начале вашего пути, и далеко не все из них зависят от вас. Но эти несколько приемов помогут вам изменить их восприятие — и сохранить свою мотивацию и шансы на успех.

Возможно, им не нравитесь не вы сами, а то, что вы представляете

Если вы только что получили новое назначение, а коллеги сразу ругают вас за глаза или мешают вам работать, скорее всего, дело не в вас, ведь с вами пока никто не знаком. Вероятно, все объясняет ситуация, сложившаяся до вашего появления.

Например, одна из клиенток, с которой я занимался коучингом, старший вице-президент, сразу после назначения заметила, что многие из ее сотрудников ведут себя пассивно-агрессивно. Они всегда говорили ей то, что она хотела слышать, но не шли на контакт и не выполняли договоренностей. Расспросив начальника, она выяснила, что чуть ли не половина ее сотрудников тоже подавали заявку на место вице-президента. Они не только расстраивались, что выбрали не их, но и злились, что компания вообще решила нанять менеджера со стороны, а не повысить кого-то из своих. К сожалению, вице-президент нечаянно стала символом старого конфликта в отделении.

Иногда коллеги не принимают вас из-за того, что о вас говорили еще до назначения. Я работал с директором по маркетингу из известной компании Fortune 100. Она пришла на роль вице-президента в менее крупную региональную фирму. Она вела себя скромно и дружелюбно, но несколько человек все равно никак не хотели ее слушать.

Только через несколько месяцев дружелюбно настроенный коллега объяснил: ее начальник — один из нескольких старших вице-президентов компании — так настойчиво расхваливал ее карьеру и опыт, что у людей заранее сложилось о ней негативное мнение. Этот старший вице-президент очень гордился, что ему удалось нанять человека из глобальной компании, который мог пойти куда угодно, и его желание похвастаться этим успехом привело к недружелюбной встрече.

Создайте собственный консультационный совет

Если вы недавно пришли в компанию со стороны, вы не захотите консультироваться с боссом или коллегами по всем вопросам и по каждой детали корпоративной культуры, чтобы не показаться некомпетентным. Но в большинстве компаний плохо налажена система введения новых сотрудников в должность, и до 20% из них покидают компанию в первые 45 дней после найма. Так что вы поможете и компании, и самому себе, если будете проактивны, заранее ознакомитесь с корпоративной культуре и поймете, как избежать потенциальных ошибок.

Чтобы не нарушать нормы и привычки компании еще до того, как вы выстроите свой бренд, создайте личный совет директоров — группу людей, которые будут помогать вам и давать честные советы. Попросите самых недовольных коллег о постоянной помощи — не только чтобы показать, что вы готовы развиваться, но и чтобы защититься от потенциального саботажа. На первых порах вашим главным защитником будет ваш начальник — ведь это он решил вас нанять. Попросите его проводить с вами больше времени: он поможет вам установить рабочие ожидания и понять, от кого из заинтересованных лиц зависит ваш успех. Затем попросите о таких же регулярных консультациях коллег равного с вами уровня, своих прямых подчиненных и сотрудников других отделений. Тратьте время не только на то, чтобы узнать, что вам нужно делать, но и на то, чтобы понять, как здесь принято работать.

Переманивайте противников на свою сторону

Некоторые из коллег, которые вас недолюбливают, будут стараться активно вам вредить: скрывать информацию, отказываться с вами работать или публично критиковать ваши идеи. Так или иначе, постарайтесь сохранить позитивные намерения и стремитесь хорошо работать — ради своего лидерского бренда и успеха компании.

Скорее всего, они так себя ведут не столько из-за вас, сколько из-за собственной неуверенности. Думайте о них как о «врагах», с которыми стоит развивать отношения, потому что в будущем они могут превратиться в полезных союзников. Например, вы можете удивить коллегу, который ругает вас за глаза, если попросите у него экспертного совета по рабочему вопросу. Возможно, стоит публично сделать ему комплимент — покажите, что вы достаточно уверены в себе, чтобы поднять его и разделить с ним успех. Такой жест может не просто улучшить их отношение к вам, но и заставит их сделать что-то в ответ.

Конечно, с некоторыми людьми вести себя по-доброму будет непросто. Но как бы вас ни ругали, помните о простом законе: если вы покажете человеку, что он вам нравится, тот с большей вероятностью ответит тем же.

Согласно исследованиям, когда вы ждете от другого человека принятия, вы относитесь к нему тепло — и он действительно вас принимает. Верно и обратное: если вы ждете от коллеги отрицательного отношения, то будете обращаться к нему холодно и действительно его оттолкнете. Необязательно становиться его поклонником, но найдите в нем хотя бы что-то приятное и ждите улучшения ваших отношений. Это изменит вашу невербалику — и коллега, в свою очередь, тоже перестанет ждать от вас неодобрения, так что сможет постепенно развить к вам теплые чувства.

Делайте все, что зависит от вас

Неприязнь коллег на ранних стадиях зачастую связана с их неуверенностью в себе или ситуацией в компании до вашего прихода, но подумайте: может быть, вы тоже делаете что-то такое, что вызывает или усиливает эту нелюбовь.

Возможно, стоит обратиться к коллеге, который особенно сильно вас игнорирует или даже саботирует, и постараться искренне с ним поговорить — это может привести к очень мощному результату. Скажите ему: «Я понимаю, что не все рады меня здесь видеть, и это нормально. Некоторые проблемы находятся за пределами моего контроля. Но если со мной действительно сложно работать, то я не хочу искать оправданий. Мне бы очень помогли ваши советы, как добиться успеха в этой компании. Расскажите, если я делаю что-то не так, и посоветуйте, как мне вписаться в коллектив?»

Кроме того, постарайтесь заглянуть в себя и пересмотреть свой подход. Один из моих клиентов, вице-президент ИТ-компании, сменил за 10 лет три места работы и каждый раз испытывал проблемы с новым коллективом. После нескольких неудачных попыток он понял, что выглядит излишне высокомерным и авторитарным и коллеги воспринимают его наглым «строителем империи». Поэтому, устроившись в новую компанию, он решил вести себя скромнее и менее доминантно и через несколько месяцев с ужасом обнаружил, что люди избегают его, потому что он кажется им слишком нерешительным, а также задает столько вопросов, что как будто заставляет других принимать решения за него. Его попытка всем угодить не увенчалась успехом.

Нужно было найти правильный баланс между старым подходом и моделью поведения, которую он хотел выстроить, причем часто без прямых подсказок. Но если он внимательно следил за реакцией коллег, ему удавалось извлечь скрытые уроки о корпоративной культуре, скорости принятия решений и потоках информации в новой компании. Постаравшись адаптировать свой подход, после какого-то периода экспериментов и калибровки он смог добиться успеха даже в отсутствие прямой обратной связи.

Когда вы устроитесь в новую компанию, не все будут на вашей стороне, а некоторые могут и вовсе активно мешать вам влиться в новый коллектив. Следуя перечисленным выше приемам, вы сможете развить свое влияние в самых важных аспектах и постепенно завоюете расположение своих изначальных противников.

Об авторе

Нихар Чхая (Nihar Chhaya) — консультант руководителей высшего звена глобальных компаний, в том числе American Airlines, Coca-Cola, GE и Dell, президент компании PartnerExec, помогающей лидерам совершенствовать навыки межличностного общения.