Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Неожиданный эффект позитивных историй

Франческа Джино

Уолт Дисней, выросший на ферме в штате Миссури, увлекся рисованием из-за того, что его сосед — вышедший на пенсию врач «Док» Шервуд платил мальчику, чтобы тот изображал его лошадей. Позже Дисней стал газетным карикатуристом и художником-рекламщиком, благодаря чему научился делать рекламу методом послойной мультипликации. Страсть к этому искусству побудила его создать собственную студию и в итоге стать флагманом золотого века американской мультипликации.

Этот рассказ я услышала несколько лет назад, когда стала научным консультантом в Disney Imagineering. В последующие недели он то и дело всплывал в моей памяти в те моменты, когда работа переставала меня воодушевлять.

Примеры такого рода показывают, что даже самые простые истории могут стать источником вдохновения. На самом деле они обладают еще большей силой и могут серьезно повлиять на наши решения и поведение. Если они представляют нам яркие образы людей, столкнувшихся с теми же трудностями, что и мы, они не только надолго остаются в нашей памяти, но и вызывают в нас желание им подражать.

Поведение заразно — даже в тех случаях, когда нам кажется, будто мы действуем, исходя из внутренних побуждений. Это широко известный факт, доказанный исследованиями в области психологии. Возьмем, например, такой аспект, как нечестность. Если мы видим перед собой человека, который обманывает, его пример может склонить нас самих ко лжи, даже если мы считаем себя честными. Мы с коллегами Шахаром Айалом и Дэном Ариэли наглядно продемонстрировали этот эффект в целом ряде лабораторных исследований.

В рамках одного эксперимента мы попросили группу студентов колледжа решить 20 задач по математике за крайне ограниченный промежуток времени. В действительности никто бы не смог решить все задачи в отведенный срок. Мы рассказали участникам, что заплатим им за каждую решенную задачу. Деньги, которые они могли заработать, лежали перед ними в конвертах. По истечении назначенного времени студенты должны были самостоятельно проверить свои результаты, взять причитающуюся им сумму денег, уничтожить тест (при помощи шредера) и уйти. Разумеется, математический тест был всего лишь ширмой для реального эксперимента, касающегося честности.

Читайте материал по теме: Мотивируйте сотрудников, просто помогая им лучше работать

Вскоре после того, как студенты начали работать над задачами, один из них (актер, которому мы заплатили) объявил на весь класс: «Я все решил. Что мне теперь делать?». Все прекрасно понимали, что это невозможно, и сделали вывод, что он нагло обманывает. Однако он взял все деньги, будто бы сделал все задания на отлично, и ушел без каких-либо последствий.

Пример обмана, исходящий от их (предполагаемого) сверстника, повысил уровень мошенничества в аудитории. К такому заключению мы пришли, сравнив результаты самостоятельной проверки (которые в среднем равнялись 15 решенным задачам из 20) и результаты теста, проведенного в контрольных условиях (в среднем 7 решенных задач из 20), где не было ни актера, ни шредера, а решения студентов проверялись устроителями перед выплатой денег. Позже мы еще раз повторили этот эксперимент и подтвердили его выводы, но уже при помощи «фальшивого» шредера. Таким образом, мы в полной мере удостоверились, что люди действительно завышали свои баллы.

Мораль всей этой истории: в тех случаях, когда человек наблюдает пример неэтичного поведения со стороны одного из своих товарищей или сверстников, нечестность может быть заразной.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте