Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Шесть ошибок нетворкинга и как их избежать

Джилл Коркиндейл

Если вас уволили, утешайтесь мыслью, что вы такой не один: многие опытные и знающие управленцы сейчас разрабатывают стратегию поиска новой работы.

С чего же начать? Если бы я была вашим коучем, я бы твердила: связи, связи, связи.

Увы, у многих моих клиентов плоховато с искусством завязывания и поддержки деловых контактов. Вот Джерри, сорокалетний менеджер по развитию бизнеса в финансовой компании. Его обязанность — налаживать бизнес в Европе, то есть обзаводиться профессиональными контактами, выступать на конференциях и искать новых клиентов. Он достиг того момента в карьере, когда пора строить внутренние сети, но не понимает, что давно стал мастером в этом деле, и вздрагивает от одного слова «нетворкинг». Почему? Потому что отождествляет нетворкинг с самопиаром, интриганством и фаворитизмом.

На самом деле нетворкинг — ключевой навык для менеджеров и бизнесменов любого уровня. Сеть отношений обеспечивает поддержку в хорошие времена, и только она поможет выжить в тяжелое время.

И все же обзаводиться связями бывает трудно и тяжело даже менеджеру, который с легкостью готов «просто поболтать». Нет нужды подвергаться таким стрессам. Вот несколько распространенных ошибок нетворкинга и советы, как их избежать.

1. Кажется, будто вы никого не знаете

В наш век разветвленных отношений каждый знает гораздо больше людей, чем сам догадывается. Потратьте 10 минут на то, чтобы составить список нынешних и бывших коллег, профессиональных контактов, друзей, родственников, однокурсников и «светских» знакомых. Вы будете приятно удивлены. Недавно я дала такое поручение другу, который уверял, будто никого не знает — и два часа спустя он все еще не добрался до конца списка!

Facebook* и LinkedIn — мощные интернет-инструменты общения. Через друзей и коллег ваша соцсеть начнет быстро расширяться. Можно укрепить свое присутствие в интернете, обзаведясь блогом или домашней страницей. Посмотрите, с кем вы переписывались в последнее время. Существуют специальные сайты для нетворкинга — такие, как freeagent и ecademy — это удобный способ быстро обзаводиться связями. Другой полезный инструмент нетворкинга — тот же Twitter.

2. Непонятно, как представиться

Непонятно, как представиться, если вас только что уволили. Вы ведь привыкли начинать разговор со слов: «Я такой-то и работаю там-то». Если у вас сейчас нет работы, скажите четко, что находитесь в поиске и подбираете себе новую должность. Можете упомянуть, чем занимались на прошлой работе, но не уделяйте этому чересчур много внимания. Подробнее опишите свои интересы и возможности, направив тем самым разговор в нужное русло.

Прежде чем снять трубку и позвонить, продумайте, о чем вы собираетесь говорить и чего можете ожидать от собеседника. Какова цель звонка — добыть информацию или же выйти через этого профессионала на других? Если вы сумеете ясно сформулировать, что вам нужно, вы сбережете и свое время, и время того, кому позвонили, и такая внятная речь производит гораздо лучшее впечатление, чем растерянное бормотание. Учтите, что собеседник не всемогущ, будьте благодарны и за подсказки, советы, за то, что с вами поделились опытом. На этой стадии знакомства еще рано в лоб просить о работе, только отношения портить. Если вы вступаете в общение по электронной почте, тон должен быть бодрым, неофициальным, но все же с учетом положения человека, к которому вы обращаетесь. И не включайте нетворкинг, когда пишете, например, старому другу.

3. Это самопиар какой-то

Задача нетворкинга — продать себя, но как это сделать, не превращаясь в наглого продажника? Вот потому-то многие люди как огня боятся этой задачи.

Хороший способ показать (а не рассказать), какой вы классный специалист — выложить заранее припасенную историю из серии ПЗДР: Проблема, Задача, Достижение, Результат. Можно быстро и к месту рассказать историю, в которой ваши таланты и достижения проступят со всей очевидностью. Например:

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте