Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что нужно знать о ведении бизнеса в Иране

Мэттью Спивак

Сами иранцы, а также иностранные компании и правительства ожидали существенных улучшений инвестиционного климата страны после заключения ядерного соглашения и смягчения режима санкций. Но стоит бегло просмотреть свежие заголовки западных СМИ, и возникнет вопрос, не был ли потенциал этого рынка сильно преувеличен. Экономика так и не начала активно расти после частичного снятия санкций, крупные банки, покинувшие в свое время Иран, не спешат туда вернуться. Подобное положение дел разочаровало руководителей многих международных компаний, они усомнились в потенциале Ирана. Однако даже при такой ослабленной экономике, крайне нестабильной ситуации на рынке, с продолжающимися раздорами на международной арене и последствиями санкций, Иран становится весьма привлекательным рынком для тех транснациональных корпораций, кто наращивает свое присутствие в развивающихся странах.

По сравнению с большинством нефтедобывающих стран Ближнего Востока, у Ирана более диверсифицированная экономика, стремительно растет туризм, стабилизировалась политическая ситуация. Многочисленный средний класс даже в пору американских санкций и общей экономической неустойчивости предпочитал покупать именно иностранные товары. Топ-менеджерам транснациональных компаний не следует пренебрегать огромным потенциалом этой страны. Но они могут столкнуться с рядом серьезных проблем в Исламской республике.

Вызовы

Санкции, наложенные в 1979 году и усиливавшиеся в последующие годы, привели к сокращению присутствия американских и европейских компаний на иранском рынке, а многие и вовсе с него ушли. И сейчас, в 2016 году, это ограничивает возможности прямых иностранных инвестиций. Многие санкции, запрещающие финансовые, торговые и деловые отношения, до сих пор так и не сняты из-за нарушений прав человека в Исламской республике, терроризма, наращивания обычных видов оружия и программ запуска баллистических ракет — все это препятствует работе многих американских компаний в Иране. Такая тенденция сохранится и в ближайшем будущем (некоторые исключения сделаны для сельского хозяйства, пищевой промышленности, здравоохранения и гражданской авиации).

Читайте материал по теме: Как Сингапур стал предпринимательским раем

С неамериканских компаний большая часть ограничений снята после подписания в январе договора по ядерным вооружениям. За считанные недели удалось заключить сделки с участием иностранных корпораций на $50 млрд, в том числе Airbus (покупка 118 самолетов на $25 млрд) и с государственной железнодорожной компанией Италии о развитии местной транспортной сети на $5 млрд. Тем не менее сохраняющиеся американские санкции затягивают процесс финансирования этих проектов: крупные европейские банки пока что не вернулись в Иран, хотя никто им этого не запрещает. Финансовые организации не хотят рисковать, потому что за последние пять лет были оштрафованы на $15 млрд за нарушение санкций, а обойти США при банковских трансакциях невозможно.

Экономические проблемы Ирана обусловлены не только санкциями. Страна до сих пор зависит главным образом от экспорта нефти, хотя введенные ограничения вынудили ее к диверсификации собственной экономики: 37,5% бюджета в первой половине 2016 года обеспечивают энергоносители. Это намного меньше, чем у таких конкурентов Ирана, как Ирак, Саудовская Аравия и Кувейт. Но цены на нефть упали более чем на 60% после ядерного соглашения в ноябре 2013 года, то есть Иран получает гораздо меньше доходов от продажи черного золота, чем ожидал два с половиной года назад, и бюджет сокращается. Это вынуждает правительство искать другие источники финансирования, в том числе вводя новые налоги и реформируя систему госсубсидий — это полезно для устойчивого роста, но не для быстрого взлета экономики в 2016 году. И помимо безнадежных долгов, которые оцениваются приблизительно в $40 млрд, есть еще один фактор, отпугивающий иностранные банки: на местном рынке в результате санкций налажена система отмывания денег.

Читайте материал по теме: Командировка в Иран: взгляд американского бизнесмена

Некоторые влиятельные иранские институты с подозрением относятся к западному влиянию, что опять-таки мешает переменам в стране, необходимым для укрепления экономики — например, усилению конкуренции, что помогло бы снизить потребительские цены; заимствованию лучших международных практик и технологий; партнерству между частным сектором и государством. И хотя сторонники президента Хасана Рухани одержали убедительную победу на парламентских выборах и пытаются открыть Иран для иностранных инвестиций, новую политику будет сдерживать Великий аятолла Али Хаменеи, который вынужден соответствовать ожиданиям собственных сторонников, Корпуса стражей исламской революции — населения с низким уровнем доходов.

Возможности

Но несмотря на все проблемы, некоторые компании уже ищут возможности опередить конкурентов на иранском рынке. Больше всего внимания получает, конечно, нефтегазовый рынок, однако диверсифицированная экономика Ирана привлекает компании также из других секторов. В особенности большой (почти 80 млн жителей), молодой (более 60% в возрасте до 30 лет) и урбанизированный (более 70% горожан) рынок Ирана интересует потребительские компании, которые надеются найти здесь лояльных клиентов.

Например, южнокорейская LG Electronics, сохранявшая присутствие в Иране даже в период санкций, теперь обсуждает возможность строительства в Тегеране завода, который будет производить более 1,5 млн холодильников, телевизоров и стиральных машин в год. Французский автогигант Renault, воспользовавшись частичным снятием санкций, произвел для Ирана с января по апрель без малого 15 000 машин, в семь раз больше, чем за тот же период 2015 года. Датская фармацевтическая компания Novo Nordisk наращивает свое присутствие в Иране, удвоив численность местного персонала (теперь уже почти 300 человек) и вложив $76 млн в новый завод.

Читайте материал по теме: Как западному бизнесмену завоевать доверие китайских партнеров

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте