Что нужно знать о ведении бизнеса в Иране | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что нужно знать о ведении бизнеса
в Иране

Иран сулит огромные возможности транснациональным корпорациям, осваивающим рынки развивающихся стран.

Автор: Мэттью Спивак

Что нужно знать о ведении бизнеса в Иране

читайте также

Проводите иногда неформальные встречи с сотрудниками

Закари Ферст

Семейный бизнес: уроки для дистрибуторов

Ньесен Карлос,  Родригес Хулио

Коллективный гений

Брандо Грэг,  Лайнбек Кент,  Линда Хилл,  Трулав Эмили

Командовать парадом будет... кто?

Бленко Марсия,  Роджерс Пол

Сами иранцы, а также иностранные компании и правительства ожидали существенных улучшений инвестиционного климата страны после заключения ядерного соглашения и смягчения режима санкций. Но стоит бегло просмотреть свежие заголовки западных СМИ, и возникнет вопрос, не был ли потенциал этого рынка сильно преувеличен. Экономика так и не начала активно расти после частичного снятия санкций, крупные банки, покинувшие в свое время Иран, не спешат туда вернуться. Подобное положение дел разочаровало руководителей многих международных компаний, они усомнились в потенциале Ирана. Однако даже при такой ослабленной экономике, крайне нестабильной ситуации на рынке, с продолжающимися раздорами на международной арене и последствиями санкций, Иран становится весьма привлекательным рынком для тех транснациональных корпораций, кто наращивает свое присутствие в развивающихся странах.

По сравнению с большинством нефтедобывающих стран Ближнего Востока, у Ирана более диверсифицированная экономика, стремительно растет туризм, стабилизировалась политическая ситуация. Многочисленный средний класс даже в пору американских санкций и общей экономической неустойчивости предпочитал покупать именно иностранные товары. Топ-менеджерам транснациональных компаний не следует пренебрегать огромным потенциалом этой страны. Но они могут столкнуться с рядом серьезных проблем в Исламской республике.

Вызовы

Санкции, наложенные в 1979 году и усиливавшиеся в последующие годы, привели к сокращению присутствия американских и европейских компаний на иранском рынке, а многие и вовсе с него ушли. И сейчас, в 2016 году, это ограничивает возможности прямых иностранных инвестиций. Многие санкции, запрещающие финансовые, торговые и деловые отношения, до сих пор так и не сняты из-за нарушений прав человека в Исламской республике, терроризма, наращивания обычных видов оружия и программ запуска баллистических ракет — все это препятствует работе многих американских компаний в Иране. Такая тенденция сохранится и в ближайшем будущем (некоторые исключения сделаны для сельского хозяйства, пищевой промышленности, здравоохранения и гражданской авиации).

Читайте материал по теме: Как Сингапур стал предпринимательским раем

С неамериканских компаний большая часть ограничений снята после подписания в январе договора по ядерным вооружениям. За считанные недели удалось заключить сделки с участием иностранных корпораций на $50 млрд, в том числе Airbus (покупка 118 самолетов на $25 млрд) и с государственной железнодорожной компанией Италии о развитии местной транспортной сети на $5 млрд. Тем не менее сохраняющиеся американские санкции затягивают процесс финансирования этих проектов: крупные европейские банки пока что не вернулись в Иран, хотя никто им этого не запрещает. Финансовые организации не хотят рисковать, потому что за последние пять лет были оштрафованы на $15 млрд за нарушение санкций, а обойти США при банковских трансакциях невозможно.

Экономические проблемы Ирана обусловлены не только санкциями. Страна до сих пор зависит главным образом от экспорта нефти, хотя введенные ограничения вынудили ее к диверсификации собственной экономики: 37,5% бюджета в первой половине 2016 года обеспечивают энергоносители. Это намного меньше, чем у таких конкурентов Ирана, как Ирак, Саудовская Аравия и Кувейт. Но цены на нефть упали более чем на 60% после ядерного соглашения в ноябре 2013 года, то есть Иран получает гораздо меньше доходов от продажи черного золота, чем ожидал два с половиной года назад, и бюджет сокращается. Это вынуждает правительство искать другие источники финансирования, в том числе вводя новые налоги и реформируя систему госсубсидий — это полезно для устойчивого роста, но не для быстрого взлета экономики в 2016 году. И помимо безнадежных долгов, которые оцениваются приблизительно в $40 млрд, есть еще один фактор, отпугивающий иностранные банки: на местном рынке в результате санкций налажена система отмывания денег.

Читайте материал по теме: Командировка в Иран: взгляд американского бизнесмена

Некоторые влиятельные иранские институты с подозрением относятся к западному влиянию, что опять-таки мешает переменам в стране, необходимым для укрепления экономики — например, усилению конкуренции, что помогло бы снизить потребительские цены; заимствованию лучших международных практик и технологий; партнерству между частным сектором и государством. И хотя сторонники президента Хасана Рухани одержали убедительную победу на парламентских выборах и пытаются открыть Иран для иностранных инвестиций, новую политику будет сдерживать Великий аятолла Али Хаменеи, который вынужден соответствовать ожиданиям собственных сторонников, Корпуса стражей исламской революции — населения с низким уровнем доходов.

Возможности

Но несмотря на все проблемы, некоторые компании уже ищут возможности опередить конкурентов на иранском рынке. Больше всего внимания получает, конечно, нефтегазовый рынок, однако диверсифицированная экономика Ирана привлекает компании также из других секторов. В особенности большой (почти 80 млн жителей), молодой (более 60% в возрасте до 30 лет) и урбанизированный (более 70% горожан) рынок Ирана интересует потребительские компании, которые надеются найти здесь лояльных клиентов.

Например, южнокорейская LG Electronics, сохранявшая присутствие в Иране даже в период санкций, теперь обсуждает возможность строительства в Тегеране завода, который будет производить более 1,5 млн холодильников, телевизоров и стиральных машин в год. Французский автогигант Renault, воспользовавшись частичным снятием санкций, произвел для Ирана с января по апрель без малого 15 000 машин, в семь раз больше, чем за тот же период 2015 года. Датская фармацевтическая компания Novo Nordisk наращивает свое присутствие в Иране, удвоив численность местного персонала (теперь уже почти 300 человек) и вложив $76 млн в новый завод.

Читайте материал по теме: Как западному бизнесмену завоевать доверие китайских партнеров

Туристический сектор Ирана привлек в 2014 году менее 5 млн гостей из-за рубежа (в соседней Турции в тот же год побывало более 39 миллионов туристов). Учитывая, что Иран занимает одну из первых строк по числу объектов, включенных в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО, ситуация должна скоро улучшиться. Сеть отелей класса люкс Melia совместно с Accor и Rotana вскоре откроет первый в стране международный пятизвездочный отель, Gran Melia Ghoo.

В отдаленной перспективе Иран может стать международным торговым хабом. И так почти 20% нефти проходит через Ормузский пролив, где пролегает единственный морской путь из Персидского залива, то есть это один из стратегических международных транзитных пунктов. Международный коридор «Север-Юг» превратит Иран в ключевое звено, соединяющее Индию, Среднюю Азию и Россию, а когда Исламская республика присоединится к проекту Нового шелкового пути из Китая (особенно когда достроят железную дорогу), объем двусторонней торговли между этими странами, вполне вероятно, подскочит до $600 млрд в год. В регионе есть и другие многообещающие возможности для инвестиций и экспорта, в том числе Афганистан, который также стремится к разработке своих природных богатств, и растущие гиганты — Индия, Пакистан, Турция, которым для ускоренного развития требуется все больше природного газа.

Как спланировать бизнес в Иране

Общаясь с представителями международных компаний, ориентированных на Иран, можно сделать вывод о существовании пяти основных проблем, которые требуется безотлагательно решить, чтобы воспользоваться преимуществами рынка Исламской республики:

  • Привести в соответствие юридическую документацию. Внятная стратегия в правовой сфере — главное условие для успешного выхода на иранский рынок. Компаниям нужны внешние консультанты, которые будут проверять соответствие их документации нормам Исламской республики и требованиям еще не снятых санкций во избежание штрафов.
  • Преодолеть недостаток данных о рынке. Прежде чем войти на иранский рынок, каждой фирме требуется выявить основные макроэкономические показатели конкретных потребительских сегментов. Такие данные, как рост численности населения, инфляция, ВВП, позволяют предугадать основные тенденции рынка.
  • Найти местных партнеров. Хотя можно открыть собственное представительство, гораздо удобнее поначалу прибегнуть к услугам местных дистрибуторов. Поиск подходящих партнеров требует внимания и осмотрительности. Сейчас компании все чаще используют так называемую «дубайскую модель», связываясь с иранскими дистрибуторами с помощью местных партнеров в ОАЭ. Прежде многие иностранные компании использовали аналогичную «турецкую модель», действуя через стамбульских партнеров.
  • Читайте материал по теме: Теория кокоса и персика: как русскому наладить отношения с американцем

  • Восстановить репутацию бренда. У потребителей могло сложиться искаженное представление о многих иностранных товарах, продающихся в Иране из-под полы. Руководителям компаний предстоит выявить источники «черного рынка» и бороться с ними, вытеснять из Ирана контрафактный продукт, в противном случае возникнет серьезная проблема в сфере ценообразования и позиционирования бренда на фоне такой недобросовестной конкуренции.
  • Разобраться с курсом валют. Местные предприятия зачастую тянут неделями, ожидая валютную квоту, чтобы закупить товар у иностранного партнера. Без доступа к американской финансовой системе эта проблема едва ли в ближайшее время разрешится. Скорее она будет только нарастать, поскольку Иран использует два курса валют, пытаясь таким образом защитить местных производителей от инфляции.
  • Иран сулит огромные возможности транснациональным корпорациям, осваивающим рынки развивающихся стран, однако для эффективной стратегии нужно отчетливо понимать краткосрочную перспективу Исламской республики. Правильный подход: найти привлекательную нишу и опередить конкурентов, но избежать ошибок фальстарта, которые нередко случаются с компаниями на незнакомом, стремительно меняющемся и рискованном рынке.