Алексей Малашенко. Ислам и Запад: конфликт идентичностей | Большие Идеи
Экономика

Алексей Малашенко. Ислам и Запад: конфликт идентичностей

Анна Натитник
Алексей Малашенко. Ислам и Запад:  конфликт идентичностей

image

Отношения с исламом давно стали камнем преткновения для многих государств. Его боятся, его влиянию пытаются противостоять, его ­обвиняют во многих бедах христианского мира. О том, чего ждать от ислама, рассказывает доктор исторических наук, профессор ­политологии, председатель программы «Религия, общество и безопасность» Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко.

Когда и почему возник ислам?

Ислам — самая молодая религия, он возник в VII веке на Аравийском полуострове. Его появление было вызвано общественной и политической потребностью в собственной арабской монотеистической религии. Ситуация в то время была неоднозначной. Многие местные племена были против такого универсализма и отстаивали приоритеты своих божеств. Однако ценность идеи единобожия, подобного христианству и иудаизму, становилась все более очевидной. Проповедником, пророком нового монотеизма стал Мухаммад, удивительным образом сочетавший в себе черты мессии и политика высочайшего уровня. Его личность наложила отпечаток на всю последующую историю ислама и мусульманского мира.

На чем было основано его учение?

Исламский монотеизм схож с иудейским и христианским. В Коране упоминаются сюжеты и персонажи из Библии (там есть, например, суры «Иона», «Марьям» — Мария и т. д.). В то же время в Коране многое связано с конкретными историческими событиями времен становления ислама. Мусульмане воспринимают Коран через его тафсир, то есть толкование, а тафсиров в разные века было создано немало. И потому существуют различные интерпретации многих коранических положений. Иногда они противоречат друг другу.

Чем ислам отличается от других авраамических религий?

Ислам — это наиболее «обмирщенная» религия, которая развернута на реальную жизнь: на социальные проблемы, проблемы равенства, экономики, политики. В нем присутствуют концепции исламского государства, исламской экономики. В нем есть шариат — и это не только свод религиозных постановлений: он формулирует принципы создания государства и построения общества, описывает, каким должен быть мир, как вести себя человеку в быту и какие запреты ему надлежит соблюдать.

В чем основные различия между крупнейшими течениями ислама: шиизмом и суннизмом?

Они расходятся в вопросе власти: в шиизме главой государства может быть только потомок пророка, а суннизм допускает выборность ­халифа. Шииты, в отличие от суннитов, не признают Сунны — священной книги, в которой описывается жизнь пророка. Шииты верят в непогрешимость имамов. В шиизме есть элемент мученичества, поскольку основатель этого течения имам Хусейн, внук пророка Мухаммада, был зверски убит в 680 году в городе Кербеле. Во время праздника Шахсей-­вахсей в память о гибели Хусейна они устраивают шествие, в ходе которого наносят себе цепями кровавые раны.

Суннитов в исламе большинство — около 85%, шиитов — 10—20%. Шиизм распространен в Иране и Бахрейне (это два полностью шиитских государства), в Ливане и Йемене (там примерно половина шиитов), в Азербайджане (там раньше было 60% суннитов и 30% шиитов, а сейчас, говорят, наоборот), в Таджикистане (12% шиитов).

Как шииты и сунниты уживаются между собой?

Между ними немало разногласий. Их взаимоотношения во все времена были напряженными, а в ходе Арабской весны, особенно в связи с конфликтом в Сирии, они заметно обострились. У власти в Сирии стоят представители секты алавитов, которая считается частью шиитского направления. Сирийский режим Башара Асада получает поддержку от шиитского Ирана. Против Асада выступает суннитская Саудовская Аравия… С другой стороны, после иранской исламской революции 1978—1979 годов суннитская и шиитская «фракции» мировой мусульманской уммы (общины) достигли некоего ­консенсуса. А пришедший к власти в Иране аятолла Хомейни обрел широкую популярность во всем мусульманском мире.

Чем объясняются запреты в исламе — например, на потребление алкоголя, свинины, на изображение живых существ?

К потреблению алкоголя, прежде всего, не располагает жаркий климат. Кроме того, одурманенный вином человек не может творить молитву, не может считать себя преданным Всевышнему. Есть и еще одно обстоятельство: пьяный не может сражаться на пути Аллаха. Кстати, Коран запрещает пить виноградное и финиковое вино, а, скажем, про хлебное вино (водку) там не говорится.

Что касается пищевых запретов, то их немало. Наиболее известный — запрет на потребление свинины. Объяснений тому несколько. Первое — в свинине даже после жарки остается слишком много мочи. Второе — в жару свинина плохо усваивается желудком. И, наконец, третье: однажды, когда Мухаммад пошел к ручью умыться, приплыл сом и замутил воду (а «сом» по-арабски — «водная свинья»).

Запрет на изображение живых существ действует со времен борьбы с язычеством: изображения ассоциируются с идолами. Сейчас острой необходимости в такой борьбе нет, и в XIX веке была разрешена фотография.

Каково положение женщин в исламе? Правильно ли его оценивает западная культура?

Если подходить к этому вопросу с еврохристианскими нормами, то положение женщины тяжелое хотя бы из-за многоженства: для христианина это дико. Но если следовать логике ислама, то возникает вопрос: что в этом плохого, если никто не против? Многоженство невозможно без согласия всех сторон, в частности других жен. Кроме того, муж обязан в равной степени удовлетворять всех своих жен (официально их может быть до четырех, хотя на деле бывает и больше), содержать их и детей, предоставлять каждой отдельное помещение. Жена может пожаловаться судье и ославить мужа.

Да, в исламе есть правила, которые сужают права женщин. Например, чтобы развестись, мужчина должен три раза произнести «талак» («ты свободна») — и все. У женщины такого права нет. Но при этом муж не может лишить супругу наследства и обязан вернуть ей часть приданого. Разрешены временные браки — на срок от одного часа. Арабские путешественники, купцы в каждом городе заводили себе жен и потом всю жизнь содержали их.

В чем смысл многоженства?

Оно объясняется малочисленностью мужчин — многих выбивали войны. Рамзан Кадыров поддерживает многоженство по этой же причине: в двух чеченских войнах погибло много молодых мужчин. А сами мусульмане утверждают, что многоженство понижает напряженность в семье. Во всяком случае, мужчине для разнообразия не нужно искать любовниц.

На чем строится исламская экономика?

На исламской банковской системе, доля которой в мировой экономике составляет от 2,5 до 4% (данные разнятся). В этой системе отсутствует ссудный процент. Вместо этого банки и их клиенты создают совместные предприятия (фирмы) и потом делят прибыль. В результате какая-то часть клиентского капитала приходит в банк, но другим путем. Думается, такая схема создает возможности для коррупции на всех уровнях. Хотя мусульмане, конечно, с этим мнением не согласны.

Что такое исламское госу­дарство?

Это государство, глава которого — ха­лиф совмещает светскую и духовную власть. При халифе есть консультативный совет — аш-шура, конституция основана на шариате, или — точнее — шариат и есть его конституция. Мусульманские богословы утверждают, что Мухаммад создал такое государство и оно существовало при четырех праведных халифах в VII веке. Но из четырех праведных халифов трое были убиты в результате внутриполитической борьбы, государственных переворотов и т. д. Да, была Оттоманская империя — но, судя по исторической литературе, она далеко ушла от исламских идеалов. Мне представляется, что исламское государство ­— это утопия.

Почему вы так считаете?

Даже в государстве, основанном на шариате, приходится что-то заимствовать на Западе, исходить из синтеза исламских и западных демократических ценностей. Простой пример: страной должен править халиф — человек, приходящий на мес­то пророка Мухаммада, — но кто его назначит? Получается, нужны всеобщие выборы, а это западный институт. Палестинский радикальный ХАМАС побеждает на честных выборах. Выборы на западный манер проводятся во всем мусульманском мире. Действуют политические партии, которые также не соответствуют исламской традиции.

Сейчас в мусульманских странах двойные стандарты: параллельно с западными законами действуют законы шариата. Скажем, в Египте семейное право — на основе шариата, однако брак должен регистрироваться государственными органами.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Бегство в цивилизованный бизнес
Дикушин Андрей,  Пейль Дмитрий