Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«У нас проблемы»: как указать начальнику на его недостатки

Томас Чаморро-Премузик

Хотя мы и живем в мире, где поощряется уверенность в себе, а неуверенность осуждается, от того, что вы думаете о себе лучше, чем вы есть на самом деле, можно получить только два преимущества. Первое при попытке выполнить трудное задание. Но вера в свои силы это лишь половина дела, ведь если вы на самом деле переоцениваете свои способности, то вам грозит провал. Второе преимущество вы получаете, если обманом заставляете других поверить в свою высокую квалификацию. Многих из тех, кто так делает, рано или поздно удается раскусить, и личные интересы, которые человек преследует, имитируя ум и опыт, оборачиваются отрицательными последствиями для других. Например, лидеры, которые рады обманываться на свой счет, производят впечатление харизматичных и талантливых, но их самоуверенность в долгосрочной перспективе подвергает риску их последователей. И наоборот, если лидерам известны пределы их возможностей, совершаемые ими ошибки, как правило, приводят к менее губительным последствиям для команды, организации и страны.

И все же, как я пишу в своей последней книге, от лидеров не ждут углубленного самоанализа. Хотя талант руководителя и распределен в обществе равномерно, 80% людей все же считают, что их лидерские качества превышают средний уровень. В последние десятилетия наблюдается устойчивый рост числа людей с нарциссизмом, и этот факт вряд ли способствует появлению будущих лидеров, способных дать себе адекватную оценку и обладающих вдобавок ко всему таким свойством характера, как скромность. Коучинг с упором на сильные стороны лидера, удаление отрицательных отзывов при аттестации усложняют проблему. Они превозносят несуществующие таланты лидеров точно так же, как родители, которые внушают своим детям, что нет в мире умнее и милее их. Зачастую это происходит тогда, когда руководители запугивают своих подчиненных или окружают себя подхалимами. В конечном итоге они теряют обратную связь, которая помогает стремиться к лучшему.

Тем, кто руководит лидерами, консультирует их или просто пытается дать сигнал обратной связи своему боссу, нужно учесть три момента при таком тяжелом (но необходимом) разговоре.

Вникните в их личные мотивы. Критику не любит никто — особенно люди с высоким статусом. Но если вы поможете лидерам найти путь к достижению их цели, они прислушаются к совету. Лучше всего это делать, вникнув в мотивы и ценности, которые им представляются важными. Например, лидеры, у которых главная мотивация —это признание, пекутся о своей репутации. Возможно, слова о том, что их способности на деле выглядят не так хорошо, как им кажется, заставят их мобилизоваться, даже если их репутация вызывает у вас сомнения. Если главное для лидера власть, достучаться до него можно, пояснив, что его успех и карьерный рост связаны с получением обратной связи: «Если изменить X и Y, то можно превзойти соперников и достичь вершин власти». Если лидер альтруист, то донести до него неприятную информацию лучшего всего так: «Если изменить X и Y, можно повысить потенциал команды, вовлечь ее в работу и повысить благополучие сотрудников».

Пусть говорят данные. Руководители не всегда интересуются людьми, а психологию они часто считают чепухой. Но хорошо, что результаты их все-таки волнуют. Круговая обратная связь

(то есть процесс систематического сбора данных о работе компании – прим. ред.) и участие персонала в этом процессе могут помочь руководителям осознать важность адекватного восприятия себя самого и своего поведения. Например, есть много доказательств связи круговой обратной связи с результатом работы руководителя и его компетентностью. Круговая обратная связь – хороший способ повысить эффект от коучинга; она помогает руководителю понять, в чем разница между его самоощущением и впечатлением, производимым на окружающих. На вовлеченность персонала в рабочий процесс (помимо основных показателей эффективности компании) лучше всего влияет как раз эффективность работы руководителя. Согласно данным метаанализа, в котором участвовали почти 8 000 подразделений компаний и 36 организаций, мотивация персонала напрямую связана с более высокими результатами бизнеса, включая выручку и прибыль.

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте