Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Стресс вокруг: как помочь испытывающему трудности коллеге

Лайан Дэви

Стресс на рабочем месте — серьезная проблема как минимум для четверти всего трудоспособного населения в США. Особую обеспокоенность вызывает то, что среди белых воротничков этот процент выше почти вдвое. Если верить статистике, один из ваших коллег, сидящих напротив вас, вероятнее всего, испытывает сильный стресс. И в какой-то момент это обязательно коснется вас — прямо или косвенно. Что же делать?

Можно не обращать внимания на настроение своего коллеги, но это не лучшая стратегия поведения. Если вы не против помочь, вот несколько способов, которые позволят вам занять активную позицию в этом вопросе.

Для начала хочу предупредить: в прямом смысле слова стресс не заразен, но он способен распространяться. Это обусловлено устройством нашего мозга: он подхватывает эмоциональное состояние окружающих. Например, если вы сидите напротив беспокойного человека, вам, скорее всего, тоже будет некомфортно — так работает наша нервная система. Поэтому прежде, чем пытаться вникнуть в проблему коллеги, скажите себе, что это чужой, а не ваш стресс. Это позволит вам защитить себя.

Вы можете использовать три способа, чтобы помочь вашему коллеге, испытывающему стресс.

1. Выслушайте и проявите эмпатию

Иными словами, проявите самую обыкновенную доброту. Разговаривая с человеком, испытывающим сильный стресс, постарайтесь найти спокойный, располагающий к вам тон и сосредоточиться на слушании и подтверждении слов собеседника. Во-первых, просто покажите ему, что вы заметили его состояние: «В последнее время из-за твоей перегородки доносится много вздохов. Что случилось? Чем я могу помочь?» Для некоторых людей бывает достаточно того, чтобы кто-то открыл им глаза на их эмоциональное состояние — это помогает им собраться и прийти в себя. Если человек говорит, что он переполнен чувствами, обеспокоен или растерян, для начала просто повторите то, что вы от него услышали: «Теперь-то я понимаю, что случилось. Тебе сейчас действительно нелегко». Цель тут не в том, чтобы согласиться и назвать стресс оправданным, а в том, чтобы другой человек почувствовал, что его услышали и поняли. Без этого шага любые попытки снизить уровень стресса будут иметь оттенок снисхождения или даже осуждения.

2. Найдите причину проблемы

Теперь, когда вы поняли, где кроется источник стресса, побудьте «резонатором» или коучем и помогите своему коллеге прояснить все вызвавшие его причины. Разумеется, необходимая ему помощь напрямую зависит от конкретной ситуации, но здесь можно отметить три основных раздражающих фактора: слишком много работы, неуверенность в выборе правильного решения

для той или иной задачи или же межличностный конфликт. Обнаружив причину, вы сможете предложить практические способы решения проблемы.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте