Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Советы тем, кто испытывает дискомфорт от критики

Сабина Наваз
Иллюстрация: ERIK DREYER/GETTY IMAGES

Много лет назад у меня появился шанс возглавить организацию. Я предвкушала новые возможности и цели, стоявшие перед нами. Однако вместо всеобщего энтузиазма от того, что казалось мне увлекательной идеей, я получила критику и даже личное осуждение от некоторых членов команды. Они говорили, что мои цели слишком амбициозны и называли мою программу эгоцентричной. Некоторые считали, что я не прислушиваюсь к их мнению.

Несмотря на поддержку подавляющего большинства команды мое внимание было сосредоточено на тех 25% сотрудников, которые не разделили мое видение. Я понимала, что в целом нравлюсь людям, так как потратила на это немало времени и энергии. Но мысль о том, что кто-то может меня не любить, была для меня настоящим ударом. Я стала рассеянной, меньше спала, сбросила пять фунтов за одну неделю (а это не лучший способ худеть). Я даже начала думать о том, чтобы пойти на уступки своим критикам, хотя это было бы и неправильно для компании.

Тот эпизод в моей карьере требовал большой работы над собой. Со временем я поняла, как быть устойчивой к критике, научилась стоять на своем и принимать решения, руководствуясь интересами организации, а не собственной самооценкой. Вот уроки, которые я усвоила.

Не позволяйте застать себя врасплох, готовьтесь. Критика неизбежна, особенно если вы продвигаете масштабные идеи и стараетесь учитывать множество голосов. К сожалению, порой мы не контролируем нашу ответную реакцию на несогласие. В таких ситуациях нам может казаться, что на нас нападают. И это ощущение вызывает в миндалевидном теле мозга защитную реакцию: мы можем сдаться, дать волю эмоциям или агрессивно ответить собеседнику. Обо всех этих действиях впоследствии мы, скорее всего, будем сожалеть. Чаще всего подходящий ответ для таких случаев приходит нам в голову уже постфактум. Стоит обдумать такие ответы заранее и записать их в блокнот или хранить в заметках на смартфоне, если вы не сможете их запомнить.

К примеру, вы можете перефразировать критику, высказанную в свой адрес, чтобы убедиться, что вы правильно поняли собеседника, и показать, что вы его услышали. Или вы можете сказать ему: «Я не смотрел на проблему с такой стороны, но ценю ваше желание поделиться со мной иной точкой зрения. Мне хотелось бы внимательно обдумать это и дать ответ чуть позже».

Действуйте рассудительно, не смотрите на проблему как на катастрофу. Если для вас очень важно, чтобы вы и ваши идеи нравились людям, вы можете быть особенно чувствительны к критике. Но смотреть на вещи со стороны полезно. Если во время презентации кто-то из ваших коллег покашливает или смотрит в телефон, возможно, дело в аллергии и невнимательности, а не в отрицательном отношении к вашим идеям. Не стоит делать поспешных выводов. Лучше просто узнать, в чем дело. Вы можете спросить: «Я заметил, что вы выглядите недовольным, это как-то связано с предметом обсуждения?» Если собеседник выражает обеспокоенность, попытайтесь оценить уровень интенсивности, значимости и неотложности его неодобрения. Вы можете уточнить: «Как сильно вас это расстраивает, если оценивать это по десятибалльной шкале?» Или просто спросите: «Насколько это для вас важно»?

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте