Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Хотите узнать о себе всю правду? Ваши дети ее точно знают

Скотт Эдингер
Фото: Unsplash/Ben Wicks

Понимать, как другие люди воспринимают нас, — важный инструмент, позволяющий нам меняться. Это верно для рабочей и особенно для семейной жизни, где мы часто так поглощены ролью родителей и супругов, что легко упускаем из виду, какое влияние оказываем на других. Как оценить, насколько мы хороши в качестве родителей? Какие рабочие инструменты можно адаптировать для использования дома? Пользуясь лучшими методами, применяемыми на работе, когда руководители обращаются за обратной связью к своим подчиненным, попросите об обратной связи своих детей. Это поможет вам выявить области, над которыми следует поработать, а также положительные модели поведения, которые следует применять и дальше.

Я решил поэкспериментировать с этим подходом вместе со своими дочерьми. Оба разговора были относительно короткими, от 5 до 10 минут. Дети говорили прямо, и большая часть полученной от них обратной связи касалась повседневного взаимодействия, а не принципиальных вопросов.

Я регулярно размышляю о том, как быть хорошим отцом, и обсуждаю это в семье, однако этот подход позволяет сделать разговор более конкретным с помощью процесса, который я использовал в работе с тысячами лидеров, работая консультантом. Я обнаружил, что дома можно применять множество тех же методов, что и на работе. Ниже я познакомлю вас с четырьмя шагами, которые позволят вести важные разговоры с вашими детьми.

1. Подготовьтесь

Чтобы разговор оставил у детей хорошее впечатление, обрисуйте детям ситуацию и обеспечьте чувство безопасности. 

Сообщите им свое намерение и задайте вопросы. Объясните, что хотите стать лучше как родитель и вам нужна от них обратная связь. Возможно, вы знаете о конкретной модели поведения или взаимодействия с ребенком, над которой хотели бы поработать (например, меньше времени проводить в смартфоне или слушать, прежде чем высказывать мнение).

Можно задать следующие три вопроса:

  1. Что тебе нравится из того, что я делаю, или что бы ты хотел, чтобы я делал чаще?

  2. Что тебе не нравится из того, что я делаю, или что плохо влияет на тебя?

  3. Как мне стать лучше для тебя?

Дайте детям время подумать над ответами, сообщив вопросы заранее.

Подготовьте открытый и честный разговор. Даже если у вас открытые отношения, дети могут волноваться, как вы воспримете их обратную связь. Подчеркните, что они могут говорить что угодно — хорошее и плохое. Скажите что-нибудь вроде: «Я хочу услышать от тебя честное мнение. Особенно если тебе не нравится что-то, что я делаю, потому что я действительно хочу понять, как мое поведение влияет на тебя». Продемонстрируйте, что у вас достаточно силы духа, чтобы услышать плохую новость, и что вы планируете использовать их обратную связь, чтобы изменить свое поведение.

Выберите время и место. Подготовьтесь к разговору, выбрав время и место так, чтобы дети чувствовали себя комфортно. Можно предложить им самим решить, где и когда вы поговорите.

2. Проведите разговор

Начните разговор, снова заверив своих детей, что выслушаете его непредвзято и поверите сказанным словам. Признайте, что их чувства и мнение совершенно законны, и будьте готовы и дальше делать так, чтобы они чувствовали себя в безопасности.

Напомните им о вашей цели и правилах. Я сказал дочерям, что собираюсь действовать на основе того, что они мне скажут, и мы могли бы вместе поискать способы осуществить изменения, о которых они просят. Я попросил их постараться говорить как можно конкретнее о моем поведении.

Задайте три вопроса. По просьбе моей девятилетней дочери мы уселись для разговора у нас в столовой. От нее я получил такую обратную связь: «Перестань исправлять меня, когда я что-нибудь делаю, дай мне разобраться самой и помогай мне, только если я прошу». С 16-летней дочерью мы поехали купить ужин навынос и разговаривали, пока ждали еду. Она сказала, что ценит, как я слушаю ее и даю ей возможность говорить. Но добавила, что иногда ей не хочется разговаривать.

Слушайте. Старайтесь слушать, не давая оценок ответам вашего ребенка. Просите привести примеры («Можешь привести пример, когда я так сделал или заставил так почувствовать себя?»). Если вам тяжело слышать что-то, признайтесь в этом, сказав: «Я не понимал, как тебе от этого тяжело. Мне горько это слышать». Младшая дочь привела такой пример: мы недавно катались на велосипеде, и я все время говорил ей останавливаться у знака «стоп», повышая голос, чтобы привлечь ее внимание. Мне было бы легко оправдаться, сказав, что я только поправлял ее или помогал, когда она нуждалась в этом, или что я спас ее жизнь во время этой прогулки. Вместо этого я задумался о более широком смысле ее слов: она надеялась, что я буду уважать ее и доверять ей.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте