Личные качества и навыки

Три цвета внимания

Гусинская Ирина

Наверное, нет человека, который никогда не страдал бы от собственной невнимательности: потерял документ, оказался перед дверью квартиры с ключом от офиса в руках, назвал нынешнюю подругу именем бывшей жены. И тем не менее мы продолжаем писать смс за рулем, проверять почту во время совещаний и делать гимнастику под любимый сериал, радуясь, что сэкономили минуту-другую. Мы боремся с прокрастинацией и совершенствуем навыки тайм-менеджмента, пьем биодобавки, а то и ноотропы, чтобы успевать больше и соображать быстрее. Тогда как в первую очередь нужно понять, как работает внимание, и научиться его сосредоточивать, — убеждает читателей в своей новой книги Focus: The Hidden Driver of Excellence («Фокус: Скрытый фактор превосходства») известный психолог Дэниел Гоулман.

Представьте себе, что вы сидите в кафе и слушаете донельзя подробный отчет знакомого о его недавнем отпуске. Вскоре ваше внимание начинает блуждать — и вот вы уже улавливаете обрывки фраз из-за соседних столиков и краем глаза смотрите хоккей на экране позади собеседника. Очевидно, что в такой ситуации ни одно из этих дел вы не выполняете в полную силу. Не менее очевидно, что одним людям, задачам и явлениям мы уделяем больше внимания, чем другим, а приоритетность зависит от наших внутренних настроек.

В 1958 году британский психолог Дональд Бродбент доказал, что восприятие имеет малую «пропускную способность» и уделять внимание одному объекту можно только за счет другого, а Джорджа Миллер установил, что максимальный объем краткосрочной памяти — семь плюс-минус два объекта. Но на каждого из нас ежеминутно обрушивается град разнообразных сигналов — и потому мозг постоянно должен выбирать, какие из них воспринимать и запоминать. Сканирование местности, извлечение информации, анализ и принятие решения — все эти процессы задействуют ограниченные ресурсы мозга, и он вынужден постоянно переключаться. Чтобы вернуться и закончить хотя бы одну задачу, ему требуются дополнительные когнитивные усилия.

Дело осложняется еще и тем, что внимание — само по себе многосоставное явление. Гоулман выделяет три «фокуса»: внутренний (inner), эмпатический (other) и внешний (outer). Внутренний фокус означает осознанность и умение прислушиваться к себе. Он позволяет оценить свои возможности, формировать цели и собственное мнение; на нем зиждется когнитивный контроль — способность игнорировать отвлекающие факторы и концентрироваться. Второй вид фокуса — эмпатический — связан с эмоциональным интеллектом и помогает убеждать других, разрешать конфликты и добиваться взаимопонимания. И, наконец, внешний фокус необходим, чтобы понимать причинно-следственные связи, видеть ситуацию в целом и уметь прогнозировать.

В нашем примере с занудным рассказчиком вы должны не только следить за развитием сюжета, к месту вставляя реплики, но также понимать, зачем тратите на этого человека время и к каким долгосрочным последствиям беседа приведет. И если хоть одна составляющая слаба (вы не стараетесь вникнуть в рассказ собеседника, он вам неинтересен или общение с ним бесперспективно), внимание рассеивается.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте