Три цвета внимания | Большие Идеи
Личные качества и навыки

Три цвета внимания

Гусинская Ирина
Три цвета внимания

Наверное, нет человека, который никогда не страдал бы от собственной невнимательности: потерял документ, оказался перед дверью квартиры с ключом от офиса в руках, назвал нынешнюю подругу именем бывшей жены. И тем не менее мы продолжаем писать смс за рулем, проверять почту во время совещаний и делать гимнастику под любимый сериал, радуясь, что сэкономили минуту-другую. Мы боремся с прокрастинацией и совершенствуем навыки тайм-менеджмента, пьем биодобавки, а то и ноотропы, чтобы успевать больше и соображать быстрее. Тогда как в первую очередь нужно понять, как работает внимание, и научиться его сосредоточивать, — убеждает читателей в своей новой книги Focus: The Hidden Driver of Excellence («Фокус: Скрытый фактор превосходства») известный психолог Дэниел Гоулман.

Представьте себе, что вы сидите в кафе и слушаете донельзя подробный отчет знакомого о его недавнем отпуске. Вскоре ваше внимание начинает блуждать — и вот вы уже улавливаете обрывки фраз из-за соседних столиков и краем глаза смотрите хоккей на экране позади собеседника. Очевидно, что в такой ситуации ни одно из этих дел вы не выполняете в полную силу. Не менее очевидно, что одним людям, задачам и явлениям мы уделяем больше внимания, чем другим, а приоритетность зависит от наших внутренних настроек.

В 1958 году британский психолог Дональд Бродбент доказал, что восприятие имеет малую «пропускную способность» и уделять внимание одному объекту можно только за счет другого, а Джорджа Миллер установил, что максимальный объем краткосрочной памяти — семь плюс-минус два объекта. Но на каждого из нас ежеминутно обрушивается град разнообразных сигналов — и потому мозг постоянно должен выбирать, какие из них воспринимать и запоминать. Сканирование местности, извлечение информации, анализ и принятие решения — все эти процессы задействуют ограниченные ресурсы мозга, и он вынужден постоянно переключаться. Чтобы вернуться и закончить хотя бы одну задачу, ему требуются дополнительные когнитивные усилия.

Дело осложняется еще и тем, что внимание — само по себе многосоставное явление. Гоулман выделяет три «фокуса»: внутренний (inner), эмпатический (other) и внешний (outer). Внутренний фокус означает осознанность и умение прислушиваться к себе. Он позволяет оценить свои возможности, формировать цели и собственное мнение; на нем зиждется когнитивный контроль — способность игнорировать отвлекающие факторы и концентрироваться. Второй вид фокуса — эмпатический — связан с эмоциональным интеллектом и помогает убеждать других, разрешать конфликты и добиваться взаимопонимания. И, наконец, внешний фокус необходим, чтобы понимать причинно-следственные связи, видеть ситуацию в целом и уметь прогнозировать.

В нашем примере с занудным рассказчиком вы должны не только следить за развитием сюжета, к месту вставляя реплики, но также понимать, зачем тратите на этого человека время и к каким долгосрочным последствиям беседа приведет. И если хоть одна составляющая слаба (вы не стараетесь вникнуть в рассказ собеседника, он вам неинтересен или общение с ним бесперспективно), внимание рассеивается.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Почему брать на работу выпускников престижных вузов не всегда выгодно
Василь Тарас,  Гришма Шах,  Марьяна Гункель,  Эрнесто Таволетти
Что не так с Uber
Питер Штром