Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Прежде чем рассказать анекдот...

Представьте, что на собеседовании вы задаете кандидату классический вопрос «Кем вы видите себя через пять лет?», а он внезапно отвечает: «Юбиляром, отмечающим пятилетие этого вопроса». Шутка не самая смешная, но надо отдать человеку должное: он чувствует себя уверенно. Понятно, что ваш собеседник легкий и непринужденный в общении. Скорее всего, шуткой он не испортил впечатления о себе.

Это лишь один из выводов экспериментов, призванных выяснить, как люди реагируют на хохмы в рабочей обстановке — а именно, как смешная, несмешная или сальная шутка влияет на наше впечатление о компетентности сотрудника, его статусе и уверенности в себе. В своем первом исследовании — связи между юмором и статусом — группа ученых под руководством Т. Брэдфорда Биттерли из Уортонской школы бизнеса использовала различные сценарии, в том числе собеседования и презентации.

Некоторые из их умозаключений предсказуемы: смешные анекдоты приносят сотрудникам больше очков, чем несмешные, а непристойные шутки снижают статус и компетентность рассказчика в глазах слушателей — хотя он и выглядит после них увереннее в себе. (Исследователи использовали фразу с сексуальным подтекстом из сериала «Офис» — результаты подтвердили, что так делать не надо.)

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте