Прежде чем рассказать анекдот... | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Прежде чем
рассказать анекдот...

Стоит ли шутить на собеседовании

Прежде чем рассказать анекдот...

читайте также

Самые цифровые страны мира

Аджай Бхалла,  Бхаскар Чакраворти,  Рави Шанкар Чатурведи

Чем российскому бизнесу могут помочь практики менторства

Стефан Звегинцов

Кому нужна сумка из IKEA за $2000?

Джона Бергер,  Сильвия Белецца

Почему разделение Facebook не сделает соцсети менее опасными

Синан Арал

Представьте, что на собеседовании вы задаете кандидату классический вопрос «Кем вы видите себя через пять лет?», а он внезапно отвечает: «Юбиляром, отмечающим пятилетие этого вопроса». Шутка не самая смешная, но надо отдать человеку должное: он чувствует себя уверенно. Понятно, что ваш собеседник легкий и непринужденный в общении. Скорее всего, шуткой он не испортил впечатления о себе.

Это лишь один из выводов экспериментов, призванных выяснить, как люди реагируют на хохмы в рабочей обстановке — а именно, как смешная, несмешная или сальная шутка влияет на наше впечатление о компетентности сотрудника, его статусе и уверенности в себе. В своем первом исследовании — связи между юмором и статусом — группа ученых под руководством Т. Брэдфорда Биттерли из Уортонской школы бизнеса использовала различные сценарии, в том числе собеседования и презентации.

Некоторые из их умозаключений предсказуемы: смешные анекдоты приносят сотрудникам больше очков, чем несмешные, а непристойные шутки снижают статус и компетентность рассказчика в глазах слушателей — хотя он и выглядит после них увереннее в себе. (Исследователи использовали фразу с сексуальным подтекстом из сериала «Офис» — результаты подтвердили, что так делать не надо.)

Отношения между попытками пошутить и их результатами асимметричны. Смешная шутка заметно улучшает репутацию рассказчика — но несмешная почти не ухудшает ее. Исследователи рассмотрели ряд контекстов и не обнаружили большой разницы между восприятием слушателями серьезного ответа на вопрос — и ответа в виде не­удавшейся шутки. Напрашивается вывод, что в целом не надо бояться шутить несмешно; главное — не шутить пошло.

Это приятная новость, ведь юмор всегда субъективен, и даже лучшим комикам случается ошибаться в оценках того, над чем зритель засмеется, а над чем нет. «Научные знания о юморе удивительно ограничены, и оценить риск неудачной шутки непросто: люди на рабочем месте порой допускают непростительные ошибки в этом плане, — рассказывает одна из ученых, Элисон Вуд Брукс из Гарвардской школы бизнеса. — Однако если вы справитесь с задачей, то много выиграете».