Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Зачем признавать свою вину?

Питер Брегман

Был я как-то на вечеринке в Гринвич Вилладж, в Нью-Йорке. Была толпа народу - примерно вдвое больше людей, чем могло комфортно разместиться в этом помещении. Вдобавок ко всему там была собака. Но так как это была неформальная вечеринка, мы все проводили много времени на кухне, готовили еду, прибирали, общались.

Я стоял у раковины и мыл посуду, когда вдруг услышал у себя за спиной собачий визг. Обернувшись, я увидел женщину, которая стояла и выкрикивала проклятия, и бедного пса, пулей вылетающего из кухни. Очевидно, она наступила ему на лапу или хвост.

«Смотреть надо! - кричала она вслед собаке, потом увидела, что я смотрю на нее и прибавила, - Он постоянно лезет под ноги».

Серьезно? Человек наступает собаке на лапу, и винит во всем животное? Кто ж так делает?

На самом деле, многие из нас так поступают.

Мы начинаем винить других уже в очень раннем возрасте, обычно чтобы избежать родительского гнева или наказания, но еще и для того, чтобы сохранить самоуважение и не упасть в собственных глазах. Потом такое поведение становится привычкой, и сохраняется даже во взрослом возрасте. Уверен, что вы тоже, как и я, в своей рабочей жизни встречали людей, все время показывающих пальцем на других.

Иногда это происходит на структурном уровне: отдел продаж винит в своих неудачах низкое качество продукции, а разработчики продукта обвиняют неэффективных менеджеров по продажам или неряшливость производителей. Обвинять отдел или товар кажется более безопасным, чем винить человека, поскольку это не такой личный жест, и даже может сойти за попытку поратовать за какое-то организационное улучшение, и не воспринимается однозначно как стремление оправдать себя. Но в любом случае такое поведение контрпродуктивно, и рано или поздно маски будут сорваны.

Несколько лет назад у меня были переговоры с руководителями одной крупной биржи. Они не могли определиться с целями на следующий год. Генеральный директор, в подчинении которого были все присутствующие, на переговоры не приехал.

Я спросил их, в чем проблема, что им мешает. Они единодушно ответили: «Нам нужны указания вышестоящего начальства».

«Неужели?» - я был в шоке. «Оглянитесь, - сказал я, немного повысив голос, - вся организация ждет указаний от вас! Вы и есть вышестоящее начальство».

«Нет, - ответил глава одного из подразделений, качая головой, - генерального-то сейчас нет».

Я резко возразил: «Вы обвиняете гендиректора? Вы ждете, пока он вам скажет, что вы должны делать? На вашем-то уровне? Вы вообще серьезно?»

Воцарилась неуклюжая тишина. А потом мы начали работать над компанией и постепенно повернули ее работу в более продуктивное русло.

Обвинять других – неудачная стратегия. Не просто потому, что все видят вас насквозь. И не исключительно потому, что это нечестно. И не только потому, что это разрушает отношения. И даже не потому, что вместо того, чтобы укрепить нашу самооценку, это ее в реальности понижает. Есть гораздо более существенная причина, почему винить других – плохая идея: обвинения делают невозможным обучение.

Если в чем-то не ваше вина – у вас нету причины делать это что-то иначе. То есть, это означает, что с большой долей вероятности, вы будете повторять ту же ошибку в будущем. А потом будете снова кого-то винить. Это заколдованный круг, который почти всегда заканчивается плачевно.

Недавно я работал с одним генеральным директором, который уволил Билла*, одного из своих менеджеров верхнего звена. Уволил он Билла не за низкие результаты. Он уволил его за то, что тот винил в своих низких результатах кого и что угодно, кроме себя самого. Единственное, чего хотел от Билла его босс – осознание ошибок, которые он делал. Но Билл продолжал отрицать свою роль в допущенных ошибках и низких результатах.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте