Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Отчаянная вежливость» может разрушить вашу карьеру

Джанпьеро Петрильери

Когда я работаю с руководителями, я часто показываю им одну старую карикатуру. На ней изображена команда управленцев, сидящая за длинным столом. Председатель спрашивает присутствующих: «Ну что, единогласно?» И все поднимают руки в знак согласия. Однако у каждого над головой нарисовано «облачко» с его истинными мыслями: «Что за ерунда?», «Только не это!», «Боже упаси!» и т. п. И каждый раз ответом мне бывает неловкий смех — ведь на этой картинке слишком многие узнают самих себя.

Я придумал специальный термин для этого коктейля из почтения, подчинения и пассивной агрессии, которая душит инициативу в людях и коллективах. Я называю это «отчаянной вежливостью».

Я видел это бессчетное количество раз. После дискуссии, часто называемой «мозговым штурмом», выбирается самое безопасное из предложений, и команда приступает к его реализации без особого энтузиазма. Все и так понимают — ничего из этого не выйдет.

Когда я спрашиваю об этом младших менеджеров, они часто объясняют свое желание перестраховаться нестабильностью своего статуса. Им кажется, что не согласиться с большинством будет слишком рискованно, особенно если вы не можете предложить что-нибудь другое взамен. Они боятся выглядеть несведущими или несогласными с начальством и коллегами.

На более раннем этапе моей карьеры я слишком хорошо понимал их, чтобы осуждать за подобную позицию. И я старался убедить и себя, и других людей, что со временем ситуация улучшится. По мере того как их положение будет становиться стабильнее, они смогут более открыто заявлять о своем мнении.

Но через несколько лет я понял, что моя идея имеет мало общего с реальностью. Люди не становятся со временем смелее. Наоборот, страх высказывать свое мнение перед власть имущими превращается в привычку молчать, уже будучи большим боссом. Когда я начал работать с руководителями, я обнаружил все ту же нерешительность, только усиленную из-за публичности их должности и сопутствующего ей стресса.

Бросить вызов большинству кажется рисковым в любом возрасте и на любой позиции. Мы учимся молчать, и это поощряется. Выражение своей позиции кажется нам слишком опасным, а спонтанность — уже чем-то непривычным.

Поэтому чем выше сотрудник продвигается по карьерной лестнице, тем больше в его поведении «отчаянной вежливости». Более того, во многих организациях именно это качество и способствует повышению.

Не надо путать это качество с «групповым мышлением». Ведь его причина не всегда личная выгода, трусость, злонамеренность, желание спрятаться за чью-то спину или же элементарное безразличие к работе.

Мы просто часто принимаем свой конформизм за нежелание поставить окружающих в неловкое положение или же верим, что просто хотим их поддержать. Нормой считается «конструктивная» культура, в которой несогласие во взглядах выглядит как неумение играть в команде.

«Отчаянная вежливость» настолько глубоко вросла в нашу культуру, что мы продолжаем себя оправдывать.

Мы забываем, что в по-настоящему близких отношениях проблемы вовсе не замалчиваются, а наоборот, обсуждаются и прорабатываются.

Мы говорим себе, что высказывание своего мнения слишком дорогого стоит, и игнорируем тот факт, что за молчание тоже приходится платить. За выражение собственной точки зрения нас могут немедленно проигнорировать, осудить, счесть плохим членом команды. Однако расплачиваться за молчание приходится не сразу, но всей группой — и тогда рушится вся фальшивая гармония, разваливаются отношения и терпят фиаско проекты.

Мы постоянно одергиваем себя, чтобы не показаться слишком уязвимыми, и часто вносим свою лепту в то, чтобы быть непонятыми. Ведь молчание легко заполнить подозрениями и предположениями.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте