Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Зефирный тест» для взрослых

Эд Батиста

Впервые проведенный психологом Уолтером Мишелем в конце 1960-х, стэнфордский «зефирный тест» стал краеугольном камнем психологии развития. Дети из стэнфордского детского сада Bing в возрасте от четырех до шести лет были помещены в комнату, в которой были только стол и стул. На стол клалось одно лакомство по выбору ребенка. (Кроме зефира учеными предлагались печеньки Oreo и соленые палочки). Каждому участнику было сказано, что, если он сможет выдержать 15 минут, не съев лакомство, он получит еще одно. Затем его оставляли одного в комнате наедине с лакомством.

Последующие исследования этих людей во взрослом возрасте показали связь между способностью ждать столько, сколько необходимо для получения второго лакомства, и разными формами жизненного успеха, например более высокими результатами выпускных экзаменов. А проведенная профессором Корнелльского университета Б. Кейси в 2011 году функциональная МРТ головного мозга 59 участников эксперимента (которым сейчас за сорок) показала более высокую активность префронтальной коры у тех участников, которые откладывали удовольствие ради большей награды в будущем. Это открытие кажется мне особенно выжным, поскольку исследования последних двух десятилетий демонстрируют, что префронтальная кора играет критическую роль в сфере внимания и управления эмоциями.

Каждый из нас встречается с той или иной разновидностью «зефирного теста» каждую минуту своей жизни. Нас искушают не сладкие лакомства, а окна браузера, телефоны, планшетники и (в скором времени) умные часы — все те устройства, которые соединяют нас со всемирной системой доставки информации, которая действует на нас так же, как зефир на детей.

Нас соблазняют сладости — и формируются вредные пищевые привычки. Сегодняшние агропром и глобальная торговля, нацеленные на сиюминутное удовлетворение нашей потребности в пище, радикально отличаются от той среды, в которой человечество как вид развивалось на протяжении тысячелетий. Первые люди жили в мире, где калорий постоянно не хватало, и такая штука, как сладкий фрукт, была редкой и драгоценной. По отношению к этим лакомствам в мозгу развился ответный механизм, отражающий их значимость (прилив интереса и возбуждения, чувство вознагражденных усилий и удовлетворения), который для нас очень приятен. И хотя мы преобразовали окружающий мир, радикального сократив физические усилия, затрачиваемые на получение заветных калорий, мозг у нас остался такой же, каким был тысячи лет назад, когда наши предки жили а пещерах. Это несоответствие и вызывает мучения, которые многие из нас испытывают, пытаясь устоять против искушения съесть что-нибудь вредное.

Читайте материал по теме: Ведите себя как лидер до того, как вы им станете

Похожий процесс происходит с нашей реакцией на информацию. Среда, сформировавшая нас как вид, была настолько же скудной по части информации, как и по части калорий. Черты этого мира — а конкретно члены непосредственного коллектива вокруг нас и наше с ними взаимодействие — обычно менялись медленно и постепенно. Новая информация в форме новых членов общества или новых способов взаимодействия была необычным и заметным событием, которое обычно сигнализировало о чем-то чрезвычайно важном. Подобно тому, как наш мозг выработал ответный механизм, дающий высокую оценку сахаросодержащим вкусностям, мы научились уделять большое внимание новой информации о людях вокруг и нашем с ними общении.

Но так же, как автоматизация сельского хозяйства и массовая торговля коренным образом изменили сферу питания, глобальные коммуникационные возможности радикально трансформировали информационную среду. Теперь на нас неустанно обрушиваются гигабайты данных об окружающих нас людях — да и само определение «окружающих людей» также изменилось фундаментально, теперь мы за один час пересекаемся с большим количеством индивидуумов, чем первобытный человек встречал за всю свою жизнь. Все это ставит наш мозг перед серьезным вызовом — перед взрослой версией зефирной «проверки на вшивость».

Нас не только постоянно отрывают от дел сообщения, напоминания, звуковые сигналы и вибрации, говорящие нам, что поступила новая информация. Мы постоянно отвлекаем сами себя на поиск новой информации. Мы отвечаем на звонки во время разговора с другими людьми. Мы проверяем почту, выполняя сложное задание, требующее полной сосредоточенности. Все больше фактов свидетельствует о том, что такие рассеивающие моменты не дают нам хорошо работать, снижают производительность и вносят существенную лепту в копилку стресса.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте