Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Два способа вернуть доверие своего босса

Дэвид ДеСтено

Вы утратили доверие начальника. Что делать? И это неприятное трепыхание внутри: вы чувствуете, что загубили свои шансы на продвижение, ваш статус существенно понизился. Ведь доверие — основная валюта в жизни любой компании. На нем строятся продуктивные отношения, от него зависит, много ли вам будет поручено. А нет доверия — нет и карьеры.

Первый шаг к решению проблемы — понять, что именно поставлено под сомнение: ваша надежность или ваша компетентность. В своей книге я писал, что нашу способность полагаться на других подпирают два столпа. Когда мы рассуждаем о доверии, в первую очередь на ум приходит надежность, то есть готовность действовать честно и уважать взятые на себя обязательства. Но компетентность — наличие навыков, которые нужны для выполнения задачи — не менее важна. Понятно, как не хочется работать с человеком, в чьей надежности мы не уверены, однако никакая надежность и честность не помогут, если недостает умения справиться с поставленной задачей.

Успешные менеджеры умеют учитывать оба фактора, распределяя обязанности своих подчиненных. Вы когда-нибудь задумывались, почему самых честных и ответственных сотрудников нередко обходят повышением в пользу не столь прекрасных, но зато более умелых людей? Потому что руководители знают: на определенном уровне честность и другие человеческие качества «выравниваются», а компетентность на каждой карьерной ступеньке приходится наращивать и наращивать.

Значит, чтобы завоевать доверие босса, нужно убедить вышестоящее начальство, что вы обладаете должной пропорцией надежности и компетентности.

Читайте материал по теме: Как победить внутреннего хомяка

Раз так, подумайте, какой же из этих двух столпов доверия накренился. Ваш босс считает, что вы ставите свои интересы выше интересов компании? Или она попросту заподозрила у вас отсутствие нужных навыков и способностей?

Если начальнику недостает в вас надежности, вам повезло: исправить положение будет нетрудно. Нужно учесть, как мы оцениваем характер другого человека: надежность — это готовность принять на себя кратковременные трудности и убытки ради блага других. Если не отвечать услугой на услугу и не заботиться о других, то в ближайшей перспективе это может оказаться даже выгодно, но в конечном итоге репутация эгоистичного и даже нечестного человека лишит вас тех преимуществ, которые вы могли бы накопить за долгие годы. Поскольку репутация надежного человека требует жертвовать краткосрочными выгодами ради перспективы, в основе ее лежит самоконтроль (подтверждается исследованиями Франчески Ригетти и Катрин Финкенауэр). Но как проявить самоконтроль и надежность? Есть два способа.

Первый требует времени: нужно постоянно демонстрировать способность откладывать эгоистическое удовлетворение, отвергая малые соблазны. Например, работать в обед, исполнять скучные и трудные поручения, за которые другие сотрудники не хотят браться.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте