Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Менеджмент снизу вверх

Уитни Джонсон

Выражение «менеджмент снизу вверх» вызывает у меня образ казавшегося бесхребетным Джея Пайрпонта Финча, который в фильме «Как преуспеть в бизнесе ничего не делая» совершил головокружительную карьеру от мойщика окон до президента Worldwide Wicket Company. Он лгал: сказал начальнику кадрового отдела, будто гендиректор велел дать ему работу. Финч интриговал: поддержал назначение конкурента не из самоотверженности, а потому что понимал — должность тупиковая. И он манипулировал: когда за бардак его собирались уволить, он апеллировал ко всем сотрудникам, словно к членам своей семьи, и таким образом спас свою шкуру.

Если понятие «менеджмент снизу вверх» тоже вызывает у вас ассоциации с «подлизыванием» или «интригами», то вот вам простые и четкие меры: они помогут щепетильному человеку выстроить успешные отношения с начальством и не превратиться в манипулятора.

Разберитесь, какая работа вам поручена по должности, и делайте ее. Казалось бы, совет очевидный, но Пэм Фокс Роллин в книге «42 Rules for Your New Leadership Role» («42 правила для нового начальника») пишет: «Корни большинства конфликтов уходят в первый квартал работы на новом месте. И еще важнее: эффективность деятельности и дальнейшая карьера тех 60—75% руководителей, которые перевалят на второй год (треть будет уволена в первый же), в основном зависят от решений, принятых в самом начале». Когда вас берут на работу, то с совершенно конкретной задачей, даже если начальство еще само того не знает. Новенький сразу видит множество потенциальных улучшений. Отмечайте эти возможности, но не отвлекайтесь от основного дела. Я в свое время допустила подобную ошибку, предложив боссу заняться всеми этими надоедливыми проблемами на периферии, в то время как мне следовало сосредоточиться на тех действительно важных задачах, что торчали прямо у меня перед носом. Для менеджмента снизу вверх первое правило — понять, ради какой задачи вас наняли на работу, и исполнять именно ее.

Читайте материал по теме: Какими должны быть эмоциональные границы на работе

Разберитесь, какая работа поручена вашему начальнику. В нормальной компании — не в пародии вроде «Офиса» — предполагается, что ваш босс поднялся на очередную ступеньку в иерархии, потому что верно понимает свои обязанности и скрупулезно их исполняет. Вот ему и предоставили шанс выполнять более ответственную работу. Не поддавайтесь соблазну воспринимать начальника, словно автомат для удовлетворения ваших потребностей: пусть-де предоставит вам возможность учиться, делать карьеру, зарабатывать. Ну да, все мы эгоцентричны.

Позвольте вернуться к опыту, о котором я писала несколько лет назад. Когда я поделилась с начальником моего начальника своими карьерными мечтами, он от меня отмахнулся. Теперь я думаю: а если бы я прислушалась к голосу собственного разума и не обратилась к нему за подаянием, а выяснила бы, какие проблемы он сам пытается решить и нашла бы хорошее решение, как подобает менеджеру старшего звена — наверное, наш разговор прошел бы иначе. Когда мои подчиненные предлагают мне какие-то решения, я не всегда с ними соглашаюсь, но главное, что человек поработал, и я могу оценить его образ мыслей и понять, куда двигаться дальше. Суть бизнеса — взаимодействие с целью создать экономическую или финансовую ценность. Итак, второй шаг в менеджменте снизу вверх — понять, какую проблему решает ваш начальник с целью создать экономическую или финансовую ценность, и стать для него наилучшим решением.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте