Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Простой способ изменить свое поведение

Питер Брегман

«Эй! Что ты натворила?» — в ужасе воскликнул я.

Я вошел к комнату дочери как раз в тот момент, когда она проводила научный эксперимент. Обычно меня это радует, но на этот раз она пустила в ход песок. Очень много песка. И хотя она застелила рабочую поверхность пластиком, этого явно оказалось недостаточно: песок рассыпался по нашим недавно отремонтированным полам.

Дочь, тут же уловившая мое негодование, перешла в глухую самооборону.

— Я же подстелила пластик, — сердито напомнила она.

А я, еще злее:

— Но песок повсюду!

— А где мне делать уроки? — заорала она.

Почему эта девочка никогда не бывает неправа?— спросил я себя и почувствовал, как страх экстраполируется в будущее: что за жизнь ее ждет, если она так и не научится признавать свои ошибки?

А гнев только подхлестывался страхом, ведь непременно требовалось, чтобы она прямо сейчас признала свою неправоту — и так разворачивалась спираль конфликта. Дочь сказала мне какую-то грубость, я на нее прикрикнул, она зарыдала.

Мне бы хотелось сказать, что такое у нас впервые. Но, увы, мы с дочкой этот танец исполняли отнюдь не единожды. И все было предсказуемо: и боль, которую мы причиняем друг другу, и как скверно мы будем себя чувствовать.

Такой танец исполняют не только родители с детьми. Я часто наблюдаю, как топ-менеджеры и управленцы среднего звена легко входят во вполне предсказуемый конфликт с подчиненными. Начинается с обманутых ожиданий (прямо как у нас: «Как ты могла?» и «О чем ты только думала?») и завершается гневом, разочарованием, болью и утратой взаимного доверия. Пусть и без слез — но на работе происходит ровно то же самое.

Читайте материал по теме: Чего я стою на самом деле?

Мне всякий раз хочется спросить: почему я так реагирую? Ответ — сложный комплекс причин, тут и отцовская любовь, и желание научить дочку, и отвращение к грязи в доме, и потребность все контролировать, и жажда ее успехов — список далеко не полон.

Но все это на самом деле не важно.

Потому что даже если я пойму, почему я так себя веду, мое поведение не изменится. Казалось бы, должно измениться. Да, должно. Однако не меняется.

Гораздо важнее — и сложнее — другой вопрос: как мне себя изменить?

Прежде всего нужно было найти правильный способ реагировать на проделки дочери. Я обратился за помощью к моей жене Элеоноре. Уж она-то в этом деле мастер. Я спросил ее, как мне следовало вести себя.

— Лапочка, — сказала она, разыгрывая мою роль в разговоре с дочерью, — тут у тебя много песка и нам надо его убрать, чтобы не испортить полы. Как тебе помочь?

Просто и эффективно:

  1. сформулируйте проблему;
  2. скажите, что нужно сделать;
  3. предложите свою помощь.

Это удачный способ решения такой проблемы. Примените его к любой ситуации на работе — необязательно называть сотрудника «лапочкой», но все остальное вполне годится.

Читайте материал по теме: 5 качеств, в которых руководители нуждаются больше всего

Я видел, как менеджер хедж-фонда рассердился на подчиненного (назовем его Фред) за невнятный доклад. Он был прав, доклад был нечеткий и путанный, но его реакция окончательно лишила Фреда уверенности в своих силах и, боюсь, со следующим заданием он справится еще хуже. А можно было бы сказать и так:

«Фред, в этой презентации не одна идея и не две, а полдюжины. Это сбивает с толку. Нужно сделать ее короче и придать четкость тексту. Может быть, стоит обсудить главную мысль?».

Без раздражения. Даже без недовольства. Лишь точные замечания и готовность поддержать.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте