Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Лучшие лидеры — вечные студенты

Гарольд Ярхе , Кеннет Миккельсен

Пройдя полосу препятствий и начав сворачивать за угол, в слепом пятне Хуан Мануэль Фанхио внезапно ударил по тормозам. Странный поступок для гонщика, намеренного выиграть Гран-при Монако-1950, но он спас Фанхио жизнь, иначе, выходя из крутого виража, он бы врезался в груду столкнувшихся автомобилей, которую не мог видеть из-за угла. Среди профессиональных гонщиков спасение Фанхио почитается чудом. Есть ли ему рациональное объяснение?

Накануне гонок Фанхио видел на фотографии аналогичную аварию 1936 года и, приближаясь к этому повороту, что-то странное заметил в толпе зрителей. Он успел сообразить, что к нему обращены не лица, а затылки. Что-то там, впереди, привлекло всеобщее внимание. В точности как на той фотографии.

Бизнес-лидеры должны, подобно Фанхио, все время прислушиваться к поступающим сигналам и реагировать на них без промедления. Мир все чаще требует от нас того, что психолог Говард Гарднер назвал множественным интеллектом, то есть способностью находить связи между людьми и идеями, когда другие индивидуумы ничего общего между теми или иными вещами попросту не замечают. Нам как никогда прежде требуется информированное понимание и умение предвидеть будущее, а также моделировать его.

Как говорится, «лучший способ предсказывать будущее — создавать его». Но каким образом топ-менеджеры и бизнесмены могут уяснить правила игры, если они все время меняются?

Лучшие лидеры — лучшие ученики

Чтобы не сбиться с пути в эпоху глобальных изменений, бизнес-лидеры должны полагаться на что-то более серьезное, чем статичные схемы и стратегии, и помнить, что, решая комплексные задачи, нельзя фиксироваться на деталях, иначе они попадут в ловушку, прекрасно описанную Хорхе Луисом Борхесом и Биойем Касаресом в рассказе «О строгой науке» (1946). В нем императорские картографы так усердствовали, создавая безукоризненную карту — в масштабе один к одному, что покрыли ею всю территорию страны — и империя рухнула. Это притча об абсурдной тщательности и непредусмотренных последствиях: и того, и другого нынешние лидеры должны избегать.

XXI век требует от нас умения адаптировать способы мышления и обучения, работы и жизни. Бизнес-лидер должен привыкнуть к состоянию постоянного становления, к вечной бета-версии. Если кому-то удается возглавить перемены, то только потому, что он восприимчив к новому и готов постоянно учиться. Период полураспада любого навыка составляет ныне около пяти лет, и руководитель ныне лично ответственен за то, чтобы, постоянно сверяя перспективы, обеспечивать своей компании устойчивое положение в быстро меняющемся мире.

Сейчас, когда мы наблюдаем переход к креативной, основанной на сетях экономике, нам нужны лидеры, которые поощряют сотрудников учиться и сами способны самостоятельно и быстро усваивать ценные навыки и знания. Нет другого способа решить стоящие перед нами трудные глобальные задачи. Если работа равна учебе, а учеба и есть работа, то лидерство заключается в готовности способствовать обучению. В недавнем исследовании Deloitte «Глобальные тенденции человеческого капитала — 2015», 85% респондентов отметили возможность учиться как «важную» или «крайне важную». Но, согласно этому же исследованию, все больше компаний признаются, что не поспевают за этой тенденцией.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте