Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Темная сторона креативности

Томас Чаморро-Премузик

Едва ли существуют человеческие качества, столь же востребованные и ценимые, как творческое мышление — способность придумывать оригинальные и полезные идеи. В то же время справедливо и то, что креативность связана с широким спектром отрицательных черт характера, о которых говорят редко. Всем, кто хочет оставаться в гармонии со своим творческим началом и понимать его в других людях, важно знать об этих темных сторонах.

Во-первых, исследования установили связь между созидательными способностями и отрицательными эмоциями. Чтобы творить, вовсе не обязательно пребывать в подавленном состоянии (важно подчеркнуть, что непреодолимая депрессия — фактор скорее деструктивный, чем продуктивный). Однако, увы, расхожий стереотип, что художники склонны к хандре и перепадам в настроении, частично подтверждается опытом. Как однажды заметил Ницше: «Лишь тот, кто вынашивает в себе хаос, способен родить танцующую звезду». В среднем, эмоционально уравновешенные люди могут быть слишком довольны жизнью, чтобы испытывать потребность в творчестве. В конце концов, зачем что-то менять, если тебя все устраивает?

Во-вторых, в самой модели мышления, которая стоит за творческим процессом, заложены качества, препятствующие нормальной адаптации. Например, одним из основных условий креативности является неспособность подавить случайные мысли и неуместные идеи. К тому же творчески мыслящие люди зачастую более импульсивны.

Также недавно была обнаружена связь между творческими способностями и склонностью ко лжи. Предположительно, причина этого кроется в том, что обман помогает людям творчески искажать реальность. Это, конечно, вовсе не значит, что все креативные люди неэтичны по своей природе. Дело скорее в том, что они плохо переносят скуку и обыденность, а их живое воображение снабжает их более изощренными интеллектуальными средствами, которые позволяют им обманывать себя и окружающих.

Следует отметить, что во многих случаях эта способность используется во благо других людей. Выдающиеся бизнесмены могут применять подобные навыки, чтобы убеждать окружающих в правоте своих идей. (Помните знаменитую фразу Стива Джобса — «поле искажения реальности»?) Возможно, предпринимательский талант требует некоего особого дара видеть то, чего нет — и чему пока нет никаких причин существовать в нынешней реальности — и превращать это в привлекательные концепции, а в дальнейшем — в продукты и услуги для окружающих.

Читайте материал по теме: Как выработать эмоциональный иммунитет

Исследователи обнаружили, что творческие личности также склонны к нарциссизму и это качество, как ни странно, помогает им добиваться значительных творческих успехов. То, что в этом есть смысл, понятно даже на интуитивном уровне. Нарциссы в основном сосредоточены на себе и, естественно, уделяют больше внимания развитию и проработке своих идей, не заботясь о том, чтобы угодить окружающим. Однако нужно заметить, что нарциссы обычно считают себя более креативными, чем они на самом деле являются, а большинство людей неспособны адекватно оценить чужие творческие способности. Поэтому я вполне допускаю, что в данном случае наблюдателей ввели в заблуждение непоколебимая уверенность и горячий энтузиазм, которые проявляли нарциссы в отношении своих идей. Это предположение подтверждает другое исследование, согласно которому выходит, что даже в тех случаях, когда нарциссы не отличаются большим творческим потенциалом, им все равно удается убедить окружающих в качестве своих идей. Так возникает эффект «самореализующегося предсказания» — ситуация, когда твердая уверенность в своих силах заставляет и других людей в конце концов в них поверить. (Это согласуется с тем, что нарциссизм часто связан с лидерством, в том числе в тех случаях, когда лидеры относятся к «визионерскому» или «предпринимательскому» типу.)

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте