Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Ныряй и делай

Питер Брегман
Фото: Lee Jeffs/Unsplash

Подумайте о том, что вам никак не удается начать. О чем-то важном.

Возможно, это какая-то особая рабочая задача — например, создание делового предложения или написание непростого письма. Может, речь идет о важном разговоре, который никак не состоится. Возможно, ранее у вас случались похожие разговоры, и вы десять минут ходили вокруг да около вместо того, чтобы сразу перейти к делу. А может, важное дело — это выступление на совещании по вопросу, который вас немного пугает.

Существует вероятность, что вы никогда не сделаете ничего из перечисленного: будете заниматься любыми мелкими делами, но избегать этой важной, но сложной задачи. Или, может, вы просто ленитесь приниматься за работу, теряя драгоценное время.

Самые продуктивные из известных мне людей решительно справляются с такими ситуациями: они тратят на них мало времени и быстро принимаются за наиболее важные рабочие задачи и разговоры, не испытывая ни капли сожаления. На прошлой неделе я — самым неожиданным образом – понял, как им это удается.

Я был на тренинге по лидерству в институте Эсален, изумительном ретрит-центре, расположенном на скалистом побережье Тихого океана в районе Биг-Сюр. Каждое утро перед завтраком я повторял один и тот же ритуал: грелся и расслаблялся в горячих источниках, а затем погружался в ванну с ледяной водой, где оставался сколько хватало сил. Процедура повторялась трижды.

Я чередовал периоды нахождения в горячей и холодной воде, потому что, очевидно, такие процедуры полезны для кровотока и придают энергию. Мое неожиданное открытие заключалось в том, что секрет погружения в холодную ванну был тем же секретом, который помогал успешным людям справляться с неприятными задачами.

Вот что произошло: в первый раз мне понадобилось провести 20 минут в горячих источниках, чтобы набраться смелости и хотя бы попробовать. В тот первый раз мне удалось продержаться в холодной воде лишь пять секунд перед тем, как я стремительно ретировался к горячим источникам.

Тем не менее, к концу недели я бесстрашно погружался в воду и расслаблялся в холодной воде более пяти минут. Я чувствовал себя освежившимся.

У нашего сознания и тела есть потрясающая способность приспосабливаться практически ко всему. Трудности редко заключаются в новой для человека норме, самое сложное — подстроиться под нее. Самый тяжелый этап — это переходный период.

Теперь вспомните о том, чем вам никак не удается заняться. Я готов биться об заклад, что ваша главная проблема не в том, чтобы выполнить поставленную задачу, а в том, чтобы начать работать над ней.

Главное препятствие на пути к осуществлению чего-либо — переход непосредственно к делу. Практически всегда он заключается в смене вида деятельности с комфортного (теплая ванна, отправка простых электронных писем, вычеркивание элементарных задач из списка дел, простые разговоры) на некомфортный (ледяная ванна, начать-таки писать то рабочее предложение, завести неприятный разговор, справиться с синдромом «чистого листа»).

Мы склонны думать, что для того, чтобы важные рабочие задачи решались как по маслу, следует обладать целым набором качеств и высоким профессионализмом — но это не вполне верно. Что нам по-настоящему нужно, чтобы быть компетентными профессионалами, так это справиться с моментом перед началом работы. Как только нам удастся перестроиться, сама работа — систематически и в должное время — превратит нас в настоящих профессионалов.

И это подводит нас к идее, что качество, которое действительно надо развивать в себе, — умение перестраиваться.

Обратимся к примеру с ванной. Многократная ежедневная смена ванны с горячей на холодную приучила меня быстро переходить из комфортного состояния в состояние дискомфорта. И это не просто метафора: пережитый опыт действительно помог мне привыкнуть к резким преобразованиям.

За неделю водных процедур я выделил три этапа, помогающих повысить компетентность в переходе к новым ситуациям.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте