Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как эго может испортить вашу карьеру

Расмус Хогард , Жаклин Картер
Фото: FRANCESCO CARTA FOTOGRAFO/GETTY IMAGES

В свой первый день на посту гендиректора Carlsberg Group, международного производителя пива и других напитков, Кеес’т Харт получил от своего помощника специальную карту-ключ. Она блокировала вызов лифта для всех остальных этажей. Эта функция гарантировала, что лифт не остановится по пути и максимально быстро доберется до 20-го этажа, где у Харта был свой кабинет. Из его окон открывался потрясающий вид на Копенгаген. Все эти привилегии новой должности говорили о его власти и значимости для компании.

Следующие два месяца Кеес’т входил в курс дел. Этого времени хватило, чтобы заметить, как мало он общается с людьми в течение дня. Из-за того, что лифт не останавливался на промежуточных этажах и лишь немногие руководители делили с ним 20-й этаж, Харт редко общался с другими сотрудниками Carlsberg. В конце концов он съехал из кабинета на 20-м и занял свободный стол в опен-спейсе на нижнем этаже.

Отвечая на вопрос о причинах такого поступка, Харт объяснил: «Когда я не общаюсь с людьми, я не знаю, о чем они думают. А если я не держу руку на пульсе организации, я не могу эффективно ей управлять».

Эта история — хороший пример того, как лидер справился с риском изоляции, неотъемлемым атрибутом руководящей позиции. Такой риск представляет серьезную угрозу для руководителей высшего звена. Чем выше руководитель поднимается по карьерной лестнице, тем больше он рискует заработать раздутое эго и оказаться в изолированном пузыре, потеряв связь с коллегами, культурой и в конечном счете с клиентами компании. Давайте проанализируем этот процесс шаг за шагом.

Чем выше мы поднимаемся в иерархии, тем больше у нас власти и тем больше окружающие внимательно слушают нас, соглашаются с нами и чаще смеются над нашими шутками. Всё это влияет на наше эго, увеличивая его. Дэвид Оуэн, бывший министр иностранных дел Великобритании и невропатолог, и Джонатан Дэвидсон, профессор психиатрии и поведенческих наук в Университете Дьюка, называют это «синдромом завышенного самомнения». Они определяют его как «расстройство, возникающее в результате обладания властью (особенно той, что сопряжена с большим успехом), удерживаемой на протяжении определенного времени».

Неконтролируемое эго может исказить перспективу восприятия и перевернуть с ног на голову все ценности. По словам Дженнифер Ву, генерального директора и председателя совета директоров Lane Crawford Joyce Group, крупнейшего ритейлера люксовых товаров в Азии, контролировать «стремления своего эго к богатству, славе и влиянию — главная задача любого руководителя». Когда мы потакаем стремлению своего эго к захвату все большей власти, мы теряем контроль. Она делает нас уязвимыми, сужает поле зрения и развращает, часто заставляя действовать наперекор собственным ценностям.

Наше эго похоже на мишень, которую мы повсюду носим прямо на себе. И, как любая мишень, чем она больше, тем проще в нее попасть. Раздутое эго дает другим шанс воспользоваться нами в угоду собственных интересов. Поскольку эго стремится к позитивному вниманию, оно превращает нас в людей, которыми легко манипулировать. Оно делает нас предсказуемыми. Те, кто об этом знает, могут воспользоваться нашей слабостью. Пав жертвой своей жажды величия, мы начинаем принимать решения в ущерб себе, сотрудникам и всей организации в целом.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте