Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Не только радость: почему практики осознанности вызывают дискомфорт

Эми Джен Су

Одна из моих клиенток (назовем ее Клэр) рассказала мне, что в ее компании одобрительно относятся к практикам осознанности. По этой причине она решила проверить на себе действие медитации с помощью специального приложения. К ее разочарованию, вместо спокойствия и расслабленности эти сеансы привели к противоположному эффекту: в последнее время она стала еще больше нервничать и тревожиться. Несмотря на то, что эта ситуация напугала Клэр, это вовсе не значит, что приложение для медитации плохо работало.

Сейчас, когда созерцательные практики и упражнения по тренировки осознанности получили широкое распространение, у них появилось множество различных определений, таких как «проникновение в течение жизни», «проживание момента здесь и сейчас», «погружение в настоящее». Постепенно это привело к тому, что медитация стала прочно ассоциироваться с хорошими эмоциями, радостью, спокойствием и счастьем.

Вне всякого сомнения, созерцательная медитация может способствовать более полному восприятию положительных сторон жизни, однако это лишь одна из практик медитативного опыта. На самом деле истинная осознанность также предполагает, что мы сможем более ярко видеть, распознавать и проживать те моменты нашей жизни, в которые мы испытываем гнев, печаль, зависть, тревогу, незащищенность или одиночество. Все это также неотъемлемая часть созерцательных процессов.

Именно поэтому нам следует отказаться от поверхностных определений медитации, которые изображают ее исключительно как источник хорошего настроения. Нам необходимо прийти к пониманию, что в действительности созерцательные практики вмещают в себя весь спектр человеческих переживаний и ощущений, как положительных, так и отрицательных, и суть медитации как раз и состоит в том, чтобы научиться справляться со всем этим и принимать в итоге правильные решения.

Для того чтобы Клэр лучше понимала, что собой представляют созерцательность и осознанность и как они связаны с принятием управленческих решений, я рассказала ей две истории о людях, занимающих руководящие должности.

Рэнди — герой моей первой истории — стремится улучшить свои лидерские качества и навыки. За последний год он принял на работу хороших специалистов и помог им всем войти в курс дела. Теперь он старается играть более значимую роль и добиться более серьезного отношения к себе и своей команде — впрочем, безуспешно. Порой ему кажется, что он просто не в состоянии преодолеть привычку погружаться в детали, вместо того чтобы делегировать полномочия своим подчиненным.

Вторая моя история о Натали, которая хочет стать более терпеливым руководителем. За последний год ей не раз делали замечание, что ее несдержанный стиль руководства настраивает против нее других людей. В конце концов, Натали дали понять, что если она кардинальным образом не изменит свое поведение, это может стоить ей карьеры. Ей тоже иногда кажется, что она просто не в силах себя преодолеть: срывается на подчиненных, повышая голос и всем свои видом выражая гнев и недовольство.

Для Рэнди и Натали совершенствование навыков осознанности — это способ понять свои собственные поведенческие механизмы, обрести выдержку и научиться принимать более рациональные менеджерские решения. Для этого они оба предприняли следующие шаги.

1. Наблюдение за собственным поведением. В течение некоторого времени Рэнди и Натали следили за своими действиями, стараясь придерживаться роли «объективного свидетеля». Они вели журнал своих поступков, отвечая при этом на конкретные вопросы.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте