Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать, если у вас всё плохо

Сабина Наваз
Фото: Paola Chaaya / Unsplash

Когда в вашей карьере все хорошо, вас может вдруг настичь личный или семейный кризис — да такой, который может сломать вам жизнь. Если это так, знайте: вы не одиноки.

Например, Аник уже садилась в самолет из Бостона в Лондон, чтобы встретиться с крупным клиентом, и вдруг ей позвонила ее 10-летняя дочь Жасмин. Она звонила не для того, чтобы пожелать маме хорошего полета, а потому что у нее началась паническая атака. Следующие полтора года Аник боролась с острой тревожностью дочери.

У Ронды, топ-менеджера и авторитетного эксперта в своей сфере, за одну неделю случилось сразу два тяжелых разговора, изменивших всю ее жизнь: «Первый — со священником и родителями: о том, как организовать мамины похороны, которые должны были случиться уже скоро. Второй — с сыном и психиатром: о том, что делать, если сын хочет покончить с собой».

А вот что говорит Дерек, топ-менеджер международной корпорации, муж и отец двух маленьких детей: «Когда вы так успешны, как я, то вы описываете себя в хороших выражениях. Вы не станете назвать себя алкоголиком». Но в какой-то момент он впервые в жизни почувствовал, что потерпел поражение.

Похожие истории есть у многих моих клиентов. Многие топ-менеджеры сталкивались с семейными кризисами, которые ставили под угрозу их карьеру. У одних проблемы копились много лет, но они боялись это признать и попросить о помощи. Для других все начиналось с рутинного похода к доктору или внезапного звонка. Им приходилось преодолевать шок и стыд, признавать неприятные факты и рисковать карьерой. Из-за травматического удара и бурных эмоций человек сначала попадает в порочный круг, а потом наступает ясность: он должен принять какое-то решение и сообщить его коллегам.

Глубинные интервью с клиентами, проблемы, обнаруженные в ходе коучинга, и мой личный опыт помогли мне понять, что каждый кризис и каждая история борьбы с кризисом уникальны. Но все вместе эти истории указывают на четыре метода, с помощью которых можно найти баланс между работой, проблемами, семьей и собой. 

Управляйте информацией

Один из первых вопросов, на которые нужно ответить — как рассказывать коллегам о проблеме и во что вообще стоит их посвящать. Если проблема общеизвестна — например, о смерти вашего родственника писали в новостях, — или очевидна, — например, вы проходите химиотерапию, — лучше самому рассказать о ней коллегам. Может быть, вам немного стыдно, или вы просто думаете, что такие факты о своей личной жизни лучше скрывать, — но все люди сталкиваются с такими проблемами, и коллеги смогут вам помочь. К тому же, если вы расскажете все сами, то у коллег не сложится неправильных представлений о ситуации.

Что касается таких проблем, как психические заболевания, то многие предпочитают тоже обсуждать их открыто, чтобы сломать связанные с ними предрассудки. Но если от них страдаем не мы сами, а кто-то из наших близких, нельзя забывать об их праве на частную жизнь. А если мы расскажем коллегам, что у нас болеет ребенок, они решат, что мы будем меньше думать о работе и постоянно отпрашиваться домой. Кроме того, нужно различать прошедшие и текущие проблемы: если мы все еще испытываем сильные, неотрефлексированные эмоции, другие могут почувствовать неловкость и начать обращаться с нами не так, как нам хотелось бы. Кое-что лучше рассказывать только самым близким коллегам, которые и так заметят изменения в нашей работе: нужно объяснить им, в чем дело, чтобы они смогли подстроиться под ситуацию. Руководителям стоит думать и о других вещах. Так, Ронда говорит: «Рассказывать слишком много — это тоже нежелательно, особенно если вы начальник». Иногда лучше просто сказать: «Спасибо за заботу, но я пока не готов это обсуждать».

Об этом стоит думать и дома, особенно при общении с детьми. Помимо очевидных вещей (например, что все зависит от возраста ребенка), сначала обсудите ситуацию с партнером и примите решение на основе ценностей, которые разделяете вы оба. Например, мы узнали о смерти брата мужа, когда дети уже заснули, и решили не будить их. Я все рассказала им наутро. Мы решили ничего от них не скрывать и дать им возможность пережить свое горе. А поскольку новость рассказала я, дети не чувствовали, что им нужно утешать папу, пока они не разобрались с собственными эмоциями.

Объясните, что вам нужно и чего вы ждете

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте