Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Операция «Аватар»: что о вас знают в цифровом мире и как это можно изменить

Бен Даттнер , Томас Чаморро-Премузик
Иллюстрация: Daniel Creel

«Кто я вообще такой?» Уже много веков философы, психологи и нейробиологи — не говоря уже о поэтах и художниках — пытаются найти ответ на этот вопрос. Но менеджеры тоже могут на него ответить — и, к счастью, для этого им не нужно переквалифицироваться в психологов-любителей или заканчивать магистратуру по метафизике. Простым сотрудникам тоже не придется погружаться в подсознание и заниматься фрейдистским анализом.

В мире бизнеса есть более простой способ понять, кто мы такие, — по крайней мере в том, что касается профессионального имиджа: нужно просто увидеть себя чужими глазами.

Социологи полагают, что наша карьера в первую очередь определяется тем, как нас видят другие: считают ли они успешными наши действия и поступки, как оценивают наш характер и мотивацию, ставят ли нас выше или ниже коллег. Лучший способ понять, кто мы, — разобраться, как окружающие воспринимают нашу репутацию и наш личный бренд, Для этого можно обратиться к коллегам за неформальным советом или пройти официальную процедуру оценки персонала.

Согласно исследованиям, на самоощущение людей с точной и функциональной самооценкой сильно влияет чужое мнение. Нужно уметь стратегически и политически правильно подавать себя, а иначе добиться успеха в карьере будет нелегко — что бы вам ни говорили. Те, кто руководствуются принципом «не думай о том, что думают о тебе другие», могут испортить себе карьерный путь. Как показали научные исследования, успешные люди (за исключением Джоан Джетт) всегда заботятся о своей репутации и стараются показывать себя с социально приемлемой стороны.

Не так давно, когда мы еще могли общаться с коллегами и клиентами лично (помните, мы раньше работали в так называемых офисах?), они составляли представление о нас на основе неких физических показателей — например, силы наших рукопожатий и звучания нашего голоса в комнате. Даже наш запах сообщал им важную социальную информацию. В таких условиях у нас не было возможности узнать, как нас видят другие, а обратная связь состояла только из сигналов, которые они нам подавали, — улыбаются люди или зевают; смотрят нам в глаза или отводят взгляд — или из того, что нам говорили в лицо.

Но теперь мы общаемся в основном в интернете, превратившись в собственные аватары, и у нас есть доступ почти ко всей информации, которую получают о нас другие. Гора данных, которую каждый из нас оставляет за собой, — это сырье, на основе которого о нас делает выводы не только искусственный интеллект (ИИ), но и люди и компании. Изучая эти данные, они быстро оценивают наши личные и профессиональные качества — особенно когда решают, стоит ли нанимать нас на работу, инвестировать в наши стартапы, сотрудничать или конкурировать с нами.

Даже если мы скроем аккаунты в социальных сетях, любому человеку будет доступно немало информации о нас — главное захотеть ее найти. Корпорации легко оценивают нас по цифровым образам: анализируют наши вкусы, записывают в ту или иную демографическую категорию и предлагают соответствующую рекламу. Не сомневайтесь — рекрутеры, инвесторы, коллеги и конкуренты тоже используют эту информацию, чтобы выдвигать и проверять гипотезы о том, кто мы такие, что для нас важно и каковы наши шансы на успех в разных ситуациях.

Но и мы можем действовать по-разному. Если люди и компании опираются на наши данные, чтобы оценивать нас и влиять на нас, мы, в свою очередь, можем изменить свой образ, чтобы повлиять на них. Понять, как создаются и используются наши онлайн-профили, а также разобраться, как их редактировать, — важный шаг к карьерному успеху.

К чему бы вы ни стремились, важно понять, какую историю рассказывают о вас ваши публичные данные и как ее можно изменить.

Как понять алгоритм

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте