Профессиональный и личностный рост

Куда приставить карьерную лестницу?

Марина Мелия
Jukan Tateisi / Unsplash

В своих резюме люди часто ­пишут: «На соискание должности с перспективой карьерного роста». А уход из организации объясняют «отсутствием карьерных перспектив». Но простой вопрос — «Что вы понимаете под карьерными перспективами?» — многих ставит в тупик. В лучшем случае претендент ответит: «Хочу быть руководителем отдела». Возможно, найдутся смельчаки, которые заявят: «Хочу стать президентом банка или гендиректором компании», даже не задумываясь, что стоит за этим. Для большинства карьера — что-то вроде гонки по вертикали: чем выше поднимаешься, тем значимее должность и весомее зарплата. А ведь карьера подразумевает разные варианты профессионального развития.

Что такое карьера?

За последние 20 лет отношение к самому понятию «карьера» изменилось. В советском Энциклопедическом словаре 1981 года сказано, что «карьера» означает продвижение в какой-либо сфере деятельности, достижение известности, славы, выгоды, а «карьеризм» описывается как «беспринципная погоня за личным успехом в любых видах деятельности, вызванная корыстными индивидуалистическими целями». Слово «карьерист» тогда подразумевало «нехороший человек», и вообще все, связанное с карьерой, имело негативный оттенок.

Российская социологическая энциклопедия 1998 года объясняла, что «личная карьера» нередко строится «за счет безжалостного подавления и отбрасывания соперников». А вот издание 2000-х, Большой экономический словарь, уже отражает сдвиг в общественном сознании: карьера — это «успешное продвижение в какой-либо области и род занятий, профессия», а «карьеризм» — «погоня за должностным продвижением по службе, за успехом в профессиональной деятельности в целях достижения личного благополучия». Если у слова «карьерист» еще остается отрицательный окрас, то выражение «делать карьеру», похоже, реабилитировано — под ним понимается профессиональная самореализация: сделал карьеру — молодец, нет — лузер.

На семинарах я спрашиваю у слушателей, какие ассоциации у них вызывает слово «карьера». Чаще всего — успех. Кто-то повторяет сакраментальную фразу: «успех — значит успеть». Но прежде чем «пытаться успеть», надо решить, какую карьеру выбрать, куда и как двигаться.

Условно я бы выделила три «карь­ерных» направления: по вертикали, горизонтали, диагонали. Есть и другие, промежуточные варианты. Но мы остановимся на основных.

Типы карьеры

По вертикали. Карьера по вертикали предполагает подъем по иерархической лестнице — и не обязательно в одной компании, в одном бизнесе или сфере деятельности. Карьериста, как скалолаза, все время манит высота. С каждым подъемом, с каждым прыжком меняется статус, а с ним и деньги, название должности звучит все круче, зарплата все выше. Продвижение очевидно — поэтому само понятие «карьера» связывают с карьерой вертикальной.

В этой гонке вперед вырываются так называемые профкапиталисты. Это люди, лишенные профессионального самосознания, их кредо, их призвание — карьера. Цель — перемещаться по карьерной лестнице как можно ­быстрее, не задерживаясь на одном месте больше полутора-двух лет. Когда говорят о завидной карьере, именно их представляют как модель — с них, что называется, делают жизнь, их ставят в пример: «Посмотри, вы вместе учились, и вон он уже где! А ты все еще…»

Профкапиталист — постоянный клиент хедхантеров. Его главный продукт — резюме: ради новой строчки в этом главном для его жизни документе он готов на все. Он знает, что нужно работодателю, тщательно продумывает, как себя преподнести, формирует свой образ, легенду, распространяет о себе выигрышную информацию. Его появление в организации тщательно обставлено: кто-то заранее позвонил нужному человеку и представил кандидата «как надо».

В поисках очередной должности в очередной компании профкапиталист становится настоящим следопытом: он мониторит новые возможности, ищет самые выгодные для себя позиции и компании. Он прекрасно ориентируется на рынке, знает, кто и откуда ушел, куда перешел, с какими людьми нужно общаться, чтобы ему помогли, подсказали, поддержали.

Профкапиталисты умеют себя подавать и продавать. Но когда желанная должность и зарплата уже в кармане, они будут делать ровно столько, чтобы у работодателя не возникло серьезных претензий к ним. Ни о какой корпоративности, лояльности руководству не может быть и речи. У них, образно говоря, нет такой извилины. Они готовы приспосабливаться, идти на компромиссы ради должности, соцпакета, зарплаты, изменять своим симпатиям, предпочтениям и даже принципам. Они не прирастают к компании, к проекту, к делу. Им не хочется глубоко вникать в проблемы, полностью отдаваться работе, всерьез взаимодействовать с людьми, вливаться в коллектив, ведь через год-два бежать дальше. По­этому, если надо что-то менять по сути, создавать что-то новое, творить, на них рассчитывать не стоит. Им скучно сидеть на одном месте: «Это не мое, мое — где-то там…» Приходят туда — опять «не мое». И единственный способ избавиться от скуки — вертикальная карьера. Причем сама профессия проф­капиталистов обычно не интересует, они легко меняют ее на другую, более доходную и престижную.

Но и профкапиталисты порой приносят пользу организации, особенно там, где они могут набирать очки заодно и себе: на презентациях, конференциях, во время IPO, на переговорах, когда надо пустить пыль в глаза, выгодно продать продукт, идею, повысить стоимость компании.

По горизонтали. Чтобы построить карьеру, совсем не обязательно становиться «скалолазом». Кто-то считает, что умный в гору не пойдет. Для таких лучше быть просто путешественником — шагать по равнине, развиваясь в своей профессии, раздвигая профессиональные горизонты, приобретая новые знания, навыки. ­Горизонтальная карьера — это ­карьера ­профессиональная.

Не все хотят и могут быть начальниками: менее 1% людей способны руководить другими. И не все, кто руководит, делают это по доброй воле, просто так жизнь сложилась. Принцип Питера, изложенный в одноименной книге, гласит: «Каждый индивидуум имеет тенденцию подняться до уровня своей некомпетентности». Этот афоризм часто цитируют, говоря о карьере по вертикали, ведь понятно, что управленец когда-нибудь ­достигнет той ступеньки, после которой он уже некомпетентен. А вот в горизонтальной карьере достичь потолка практически невозможно, если, конечно, все время совершенствоваться в своем деле.

У горизонтальной карьеры много плюсов. Например, с любой должности могут снять, а мастерство, профессионализм, знания приказом не отобрать (и не наделить). Если вертикальная карьера часто зависит от обстоятельств и людей, с которыми надо выстраивать отношения, то карьеру по горизонтали профессионал выстраивает практически самостоятельно.

Горизонтальному карьеристу не важна должность, для него главное — заниматься своим делом и делать его на высочайшем уровне. Я знаю сотрудника ИТ-подразделения, которого охрана постоянно выпроваживает с работы после 22 часов, буквально отрывая от разработки новой прог­раммы. Для такого человека быть начальником смерти подобно.

И все-таки многие стремятся в начальники, даже если в душе понимают: это не мое. Почему? Надо же как-то оправдаться перед родными и перед собой, иначе получится ­«я сижу и не расту». И мало кто задумывается о профессиональном развитии.

Недавно я встречалась с сотрудницей одной из крупнейших российских газет. Она жаловалась, что в карьере никаких подвижек, все одно и то же. Она могла бы брать ­интервью, делать репортажи и т. д. Но в ее представлении рост — это стать начальником отдела: «Я хочу развиваться, а увязла в болоте». В результате на той же должности она стала работать хуже. Это ­типичный пример угасания и застоя, когда человек думает о звездочках на погонах, а не о развитии.

Между тем приобретать профессиональные навыки — весьма увлекательное занятие. Если человеку хочется стать уникальным специалистом, расти творчески, расширять круг профессионального общения и тем самым повышать свою стоимость на рынке труда, значит, ему ближе горизонтальная карьера. Постоянное развитие — одно из условий карьеры по горизонтали.

Чаще всего выбирают горизонтальную карьеру люди с творческими, а не карьерными амбициями: дизайнеры, программисты, журналисты, тренеры, врачи, юристы, музыканты.

Впрочем, горизонтальные карьеристы есть в любой области. У них своя этика: им стыдно делать свое дело некачественно. Для них уважение коллег, осознание того, что их работа нужна, что они могут выполнить ее лучше других, важнее любых регалий. Именно такие люди и развивают профессию. Они не скачут с места на место, из компании в компанию ради новой должности. Они уверены в себе, потому что знают, что не потеряются на рынке труда при любом экономическом и политическом шторме. Недаром за ними охотятся рекрутеры.

Конечно, в горизонтальной карьере есть свои ограничения — финансовые и статусные. Но есть и плюсы: например, можно сконцентрироваться на чем-нибудь одном, отвечать только за себя, а не за тех, кто у тебя в подчинении. Как говорил когда-то мой научный руководитель, «при любой власти всегда будет хотя бы 0,1% профессионалов, которые нужны, без которых не обойтись». А главное, они нужны себе.

По диагонали. А что делать тем, кто хотел бы расти профессионально, но при этом не лишен карьерных амбиций? Двигаться и по вертикали, и по горизонтали. Если сложить эти два вектора, получится диагональ.

Диагональная карьера развивается в рамках одной компании. В советское время часто говорили: «Он прошел путь от рабочего до директора». Это значит, что человек начинал рабочим, параллельно учился, дорос до мастера, потом до начальника участка, начальника цеха, главного инженера и т. д.

Об авторе

Марина Мелия — психолог, коуч-консультант первых лиц российского бизнеса, учредитель консультативной компании «ММ-Класс». Автор бестселлеров «Бизнес — это психология. Психологические координаты жизни современного делового человека», «Как усилить свою силу? Коучинг», «Успех — дело личное. Как не потерять себя в современном мире», «Хочу — Могу — Надо. Узнай себя и действуй!» и др.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте