Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как помочь молодежи преодолеть кризис занятости

Михня Молдовяну , Кевин Фрей , Боб Мориц
Иллюстрация: HBR Staff/NASA

Безработица бьет исторические рекорды, и положение молодежи на рынке труда за последние три года стало еще более неустойчивым. Сегодня из-за последствий пандемии COVID-19 и глобальной автоматизации миллионам из 1,3 млрд молодых людей планеты становится все труднее найти работу.

Чтобы осознать масштабы этого кризиса, предлагаем вам взглянуть на следующие факты.

● Численность молодого населения (в возрасте от 15 до 24 лет) выросла на 30% в период с 1999 по 2019 год, однако показатели присутствия молодежи на рынке труда в мире снизились примерно на 12%.

● Рабочие места, которые, как исторически сложилось, занимают молодые сотрудники, подвержены риску автоматизации, и данный процесс к тому же набирает темп. По результатам исследования, 36% генеральных директоров видят свою цель в том, чтобы повысить продуктивность с помощью технологий и автоматизации, и этот процент более чем вдвое выше, чем в 2016 году.

● Примерно четверть молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет во время пандемии перестали трудиться, у многих резко сократились часы работы и доходы — скорее всего, потому что они работали в секторах, наиболее пострадавших от пандемии.

Хотя возможности самореализации молодежи различаются в зависимости от страны, региона или местной специфики, правительства и компании могут принять четыре действенные меры для решения данной проблемы — ведь в долгосрочной перспективе это начнет угрожать социальной стабильности и препятствовать экономическому росту во многих частях света. Вот что необходимо сделать властям, компаниям и заинтересованным сторонам, чтобы способствовать разрешению кризиса.

Определите, какие навыки требуются вашей организации или стране

Задайте вопрос себе (или своей команде): какими конкретными компетенциями должны обладать сотрудники? Если знаете ответ, то сможете организовать систему подготовки специалистов для будущего рынка труда, на котором станут востребованы как цифровые, так и социальные навыки. И неважно, касается ли это постоянной занятости, бизнес-проектов или фриланса.

Лучше всего отвечать на данный вопрос, используя национальные карты компетенций или обзор всех необходимых знаний и умений, которые понадобятся будущим сотрудникам. И речь идет не только о способностях технических или связанных с конкретной работой, но и об эмоциональных, социальных и коммуникативных навыках. Карты должны включать стандартизированные определения и методы оценки для проверки усвоения навыка.

Например, в Сингапуре запущена программа SkillsFuture, и ею могут воспользоваться как студенты, так и опытные профессионалы, чтобы определить, какие навыки требуются для выбранной ими профессии, и получить доступ к ресурсам, необходимым для их освоения. Предназначенная для всех сингапурцев, такая программа способствует непрерывному обучению и повышению квалификации в течение всей жизни. В основе программы опережающей подготовки, действующей в Германии, — «разведка навыков», ее цель — спрогнозировать, как может выглядеть будущий рынок труда, и даже предоставить карьерные рекомендации с прицелом для тех, кто ищет работу. Это еще и ценная информация для сферы образования, и на нее можно ориентироваться, чтобы понять, какие навыки потребуются молодым людям к моменту выхода на рынок труда. Опубликованный недавно гайд LinkedIn Skills Graph представляет собой исключительно важный, имеющий глобальное значение шаг в определении и формировании перечня необходимых знаний, умений и навыков.

Такие платформы полезны, поскольку в их основе лежат: классификация, в которой систематизированы и определены важные навыки и способы их оценки; карта компетенций с обзором категорий рабочих мест в важнейших отраслях национальной экономики (включая сферу малого и среднего бизнеса) и соответствующих им требований; и трекер развития навыков, помогающий оценить необходимость в дополнительной подготовке и понять, как ее получить в рамках традиционной образовательной системы или посредством обучения на практике. Глобальная классификация, карта и механизм трекинга и прогнозирования востребованных навыков — важнейший следующий шаг для правительств и работодателей, а также для развития умений и мобильности молодежи по всему миру.

Эффективно используйте корпоративное обучение за пределами корпораций

У многих компаний есть внутренние платформы по развитию для действующих сотрудников — с помощью таких инструментов люди могут приобретать новые умения. Но что делать с теми, кто придет в компанию в будущем?

Об авторах

Михня Молдовяну (Mihnea Moldoveanu) — профессор, преподаватель комплексного мышления и экономического анализа, директор Центра комплексного мышления имени Марселя Десотелса в Школе менеджмента Ротмана Университета Торонто.

Кевин Фрей (Kevin Frey) — генеральный директор программы ООН Generation Unlimited (UNICEF), цель которой — помогать молодым людям развивать навыки с расчетом на будущее.

Боб Мориц (Bob Moritz) — президент международной сети фирм PwC, работающей в 156 странах и насчитывающей более 300 тыс. специалистов. Член правления программы Generation Unlimited и сопредседатель Generation Unlimited Global Leadership Council.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте