Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Не только хорошее: узнайте, что вы делаете неверно и плохо

Франческа Джино
hbr.org

Подумайте о людях на работе, которых можно назвать участниками вашей личной сети – тех, кто помогает вам добиваться лучших результатов или эмоционально поддерживает в трудные времена. Если вы не слишком отличаетесь от большинства обычных людей, то вы вспомнили в первую очередь коллег, с которыми хорошо ладите; тех, у кого сложилось о вас хорошее впечатление.

Есть ли в вашей сети человек, от которого вам доводилось получать жесткую обратную связь? Скорее всего, вы ответите, что таких немного. Недавнее исследование, проведенное мной вместе с Полом Грином из Гарвардской школы бизнеса и Брэдом Стаатсом из Университета Северной Каролины, убедило нас, что люди склонны отворачиваться от тех, чьи отзывы оказываются более негативными, чем их собственное мнение о себе. К советам таких людей не прислушиваются, с ними стараются вовсе прекратить общение. Похоже, люди укрепляют отношения с теми, кто готов видеть в них только хорошее.

В одном из наших опросов мы взяли архивные данные за четыре года по 300 с лишним штатным работникам американской компании, занятой в сфере агробизнеса и производства продуктов. Компания имеет гибкую структуру и предоставляет сотрудникам возможность самостоятельно решать, какие обязанности и в каком объеме они возьмут на себя в следующем году. Сотрудники также несут ответственность за обратную связь для коллег. В компании не приняты характеристики и оценки со стороны начальства, но ежегодно каждый сотрудник заполняет опросник с самооценкой и оценкой нескольких коллег, с которыми теснее всего работал в истекшем году. Онлайн-анкета для самооценки и оценки других практически совпадает (включает такие параметры, как «лидерство и инициатива», «коммуникации и координация», «организационные навыки»), но при оценке коллег остается также место для конструктивной критики.

Чтобы понять, как сотрудники реагируют на критику, полученную внутри своей сети на работе, мы сопоставили данные по этим взаимным оценкам и данные о сети контактов каждого сотрудника (эти данные компания также собирает ежегодно). Нас интересовали отношения по выбору, то есть те, которые сотрудники могут по своей воле поддерживать или прервать в зависимости от того, каким проектом они решат заняться. (Существуют и такие отношения, где выбора нет — с коллегами внутри единой сферы деятельности.)

Мы выяснили, что на следующий год сотрудники компании чаще всего исключали из своей сети того, кто их критиковал, то есть ставил им более низкую оценку, чем они сами, и чаще оставляли в своей сети сотрудников с «подкрепляющими» отзывами. Если оценка коллеги по семибалльной шкале была на один балл ниже, чем самооценка, вероятность разрыва с ним возрастала на 44%. Мы также обнаружили, что, получив негативный отзыв от коллеги, с которыми они вынуждены поддерживать рабочие отношения, сотрудники старались смягчить ситуацию, добавив к своей сети новых коллег, сравнительно далеких от их прежнего круга общения.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте