Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Осторожно, двери открываются

Джакимович Джон , Ли Джулия , Менгес Йохен , Стаатс Брэдли , Франческа Джино
Иллюстрация: Gabriel Silveira

Каждый день миллионы людей тратят часы на дорогу в офис и обратно. Согласно данным Бюро переписи населения, в США примерно 25 млн работающих граждан проводят в пути больше полутора часов, при этом 600 тыс. человек едут от полутора часов только в одну сторону. Британцы находятся в дороге в среднем 54 минуты (в 2003 году этот показатель составлял 45 минут). В большинстве крупнейших городов мира, от Милана до Манилы, жители проводят в транспорте более часа.

Большинству эта дорога не приносит радости. Анкетирование 5500 человек в шести городах Европы, проведенное Ford Motor Company, показало: у многих путь на работу вызывает больше стресса, чем сама работа (или переезд на новое место, или поход к стоматологу). В 2006 году Нобелевский лауреат Дэниел Канеман c коллегами опросили 909 работающих женщин в штате Техас и выяснили, что самое неприятное событие дня для них — утреннее путешествие в офис. Путь домой оказался на третьем месте, работа — на втором.

Неприязнь к этим перемещениям снижает качество жизни. Опрос, проведенный британским правительством в 2014 году, продемонстрировал: чем больше времени люди проводят в пути, тем выше их уровень тревожности и слабее удовлетворенность жизнью, ощущение ее осмысленности. Другие исследования дают понять, что после долгой дороги мы больше ­устаем, хуже работаем и получаем меньше радости от труда. По данным шведских ученых, если хотя бы один из супругов тратит на путь больше 45 минут, шансы на развод у пары повышаются на 40%.

Однако мучиться вовсе не обязательно. Исследования, в том числе наши, показывают: эмоции от дороги можно улучшить, повысив и настроение, и продуктивность. Советуем попробовать пять приемов.

Используйте это время, чтобы настроиться на работу

Дорога дает вам шанс комфортно перейти от личной жизни к профессиональной. Утром дома вы можете играть роль заботливого родителя или супруга, но, приходя в офис, надеваете шляпу профи. Вечером вам надо проделать обратный трюк, даже если вы берете работу домой. Такой переход каждый раз требует перенастройки мышления. Если вы не потратите на нее время, заботы и тревоги одной части жизни перейдут в другую и будут вам мешать.

Чтобы смягчить «перенастройку», можно использовать простые риту­алы. Франческа Джино и Хэл Хершфилд из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе опросили людей, регулярно ездящих в офис, и выяснили, что те, кто по дороге повторяет одни и те же действия — например, читает новости или просматривает список дел на день, — сильнее радуются предстоящей работе, в большей степени удовлетворены своими обязанностями и испытывают меньше стресса, чем те, кто ничего подобного не делает. Не­удивительно, ведь известно, что ритуалы помогают людям — даже тем, кто в них не верит. Они снижают уровень тревожности перед началом трудных дел, помогают наслаждаться работой и даже быстрее восстанавливаться после неудачи или потери. Так что задумайтесь, не завести ли вам дорожную привычку. Может быть, каждый день покупать латте в одной и той же кофейне? Чтобы усилить эффект, попробуйте превратить в ритуал один или несколько приемов, перечисленных ниже.

Приготовьтесь к продуктивной работе

Проведя хотя бы часть пути за планированием дня или недели, вы придете в офис во всеоружии — а значит, будете в хорошем настроении, почувствуете прилив сил и сможете лучше работать. Таковы результаты ряда исследований, которые мы провели в Великобритании и Америке. Сначала мы поговорили с 225 сотрудниками британских офисов DigitasLBi. Как мы и ожидали, в среднем чем больше времени люди тратили на дорогу, тем меньше они были довольны работой и тем больше хотели уволиться. Но из этого ­правила нашлись исключения, заставившие нас предположить, что некоторые сотрудники обладают психологическими особенностями, которые помогают им избежать негативного влияния длительных переездов. Мы обнаружили у них способность к самоконтролю, то есть умение противостоять соблазнам во имя долгосрочных целей (например, искушению залезть в Facebook*, вместо того чтобы работать).

Мы попытались изучить эту связь и опросили 229 сотрудников различных организаций, чтобы понять, чем они занимаются по дороге на работу. Выяснилось, что те, кто получил высокие баллы в тестах на самоконтроль, обычно планируют день. «Я думаю, чем зай­мусь по приходу в офис, — рассказал один из участников опроса, — пытаюсь расписать, что и когда сделаю».

Наконец, мы решили убедиться, что такое планирование помогает всем, а не только самым дисциплинированным. Мы попросили 443 американцев, чей путь на работу занимал не менее 15 минут, принять участие в месячном исследовании. Первые две недели мы ежедневно связывались с ними, чтобы оценить, сколько времени они тратят на планирование рабочего дня по пути в офис. Как и раньше, оказалось, что те, кто уделяет этому больше ­времени, лучше переносят долгие поездки. В течение следующих двух недель мы давали участникам одно из трех заданий — за 15 минут до выхода на работу присылали им смс. Одних просили, как и раньше, планировать в пути рабочие дела, других — предаться приятным размышлениями или занятиям, третьих — делать то и другое; четвертой группе мы присылали смс без задания. Только люди из первой группы — те, кто планировал день, — почувствовали большее удовлетворение от работы, чем до начала эксперимента. Склонность к самоконт­ролю (мы заранее ее оценили) на результатах не отразилась.

Так что это простая, удобная и всем доступная стратегия. Спросите себя: что я могу сделать сегодня и на этой неделе для достижения рабочих и карьерных целей? Как работать еще лучше?

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте