Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как побороть дисбаланс между работой и личной жизнью

Розабет Мосс Кантер

Иметь все можно. Просто не все это будет безупречным.

Много лет наблюдая усилия разных людей по достижению баланса между работой и личной жизнью, а также усилия просвещенных компаний по предоставлению оного, я пришла к выводу, что одно из главных препятствий — искусственно созданная картинка совершенства. Разумеется, институциональные структуры так устроены, что не облегчают задачу обретения равновесия между работой и личной жизнью.

Особенно это касается США, где каникулы коротки, творческие отпуска даются редко, школьное расписание не совпадает с присутственными часами в офисах и работающие родители кое-как выстраивают свои собственные дорогостоящие системы поддержки друг друга и своих отпрысков. Однако ко всему этому надо добавить, что в американской культуре имеются мифы о безупречности: безупречное тело, безупречная работа, безупречный ребенок, безупречный газон, которые поглощают время, деньги и внимание. Это мешает всем, но особенно женщинам, которые могли бы сделать серьезную карьеру.

Некоторые ученые мужи, обсуждая возможности интеграции работы и частной жизни, противопоставляют фигуры Энн-Мари Слотер из Принстонского университета и Шерил Сэндберг из Facebook*. Слотер во всеуслышание объявила о своим решении покинуть высокий пост в Госдепартаменте США, чтобы вернуться к профессорской работе и к своим детям-подросткам. Как она заявила в статье в The Atlantic, у женщин просто не получается успевать везде. Тем самым она каждому навязала мнение, возникшее из ее опыта работы с высоким уровнем выгорания, требующей многочисленных заграничных командировок и разъездов между Вашингтоном и Нью-Джерси. Прямо скажем, не столь уж типичный случай. В отличие от нее, Сэндберг — операционный директор в Facebook*, чья карьера, по-видимому, тоже накладывает серьезные требования — несколько раз в публичных выступлениях призывала молодых женщин не оставлять своих амбиций и найти любимую работу до рождения детей, чтобы сохранить ее во время их воспитания.

Я согласна с Сэндберг в том, что необходимо найти зону, свободную от чувства вины, где у людей будет больше выбора и необходимость компромисса не будет превращаться в непреодолимое препятствие. Один из способов достижения этого — прекратить охоту за совершенством и согласиться на вариант, который подходит лично для вас, а может, и вообще предполагает отсутствие чего-либо. Снижать стандарты не в моих правилах. Но мои знакомые руководители обоего пола, особенно удачно совмещающие работу с личной жизнью, решили упустить кое-какие детали ради того, чтобы сосредоточиться на главном. Они выбрали то, в чем хотят быть отличниками, и не заботятся обо всем остальном. Одна дама, менеджер высшего звена, не пьет кофе — она так и не научилась его варить, зато сэкономила много времени, а также избежала необходимости подавать кофе начальникам на ранних этапах своей карьеры. Дома она общается с детьми, пока кто-то другой готовит кофе.

Мифы о совершенстве склонны превозносить подход «сделай все своими руками». «Сделай сам» — хороший лозунг для хобби, а во всем остальном успешные «совместители» работы с личной жизнью только и делают, что делегируют полномочия, если есть возможности. В книге «The Outsourced Self» Арли Хохшильд порицает покупку услуг, подобных работе няни или выгулу собаки (а также служб вроде «найду вам вашу мечту»). Однако, если речь не идет о человеческом общении, например посещении члена семьи в больнице или о стратегических решениях, которые можете принять только вы сами, почему бы не найти или не нанять других людей, которые специализируются на подобных услугах и могут заполнить образовавшиеся пробелы? Только нищие фермеры все делают сами. Разделение труда создало современное общество.

* деятельность на территории РФ запрещена

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте