Кризис-менеджмент

Как принимать решения, когда ничего не понятно

Алексей Белков
Фото: Adrià Tormo / Unsplash

Чтобы принимать риск-ориентированные решения, необходимо обладать достоверными данными, которые позволяют оценивать само решение, тестировать допущения, лежащие в его основе, и последствия, а также выбирать лучший вариант из доступных и оцененных альтернатив.

Главная проблема в данный момент — отсутствие достоверных данных для аналитики и принятия решений и очень высокая скорость изменения вводных параметров. Это значит, что большинство решений сейчас принимаются импульсивно, эмоционально, зачастую просто наугад, что противоречит здравому смыслу и логике. Слишком много серых зон, чтобы что-то решать.

Переходя к конкретике, я бы выделил сейчас следующие риски.

Ограничения платежных систем, переводов и движения денежных средств (валюты). Если ваш бизнес не завязан на расчеты за границу, в целом у вас более или менее спокойная ситуация. Внутри страны платежи проходят без сбоев, даже в банках, попавших под санкции. Если вам необходимо осуществлять платежи за рубеж, скорее всего, вы уже нашли варианты работы с банками, которые не попали в санкционные списки, либо ищите их прямо сейчас. Многие обратились к банковским услугам на азиатском рынке — в Китае, Корее.

Резкий рост курса валют. Тут динамика еще круче. На мой взгляд, самое правильное сейчас — остановиться и тщательно все взвесить. Если вам нужно что-то закупать за валюту, то я бы порекомендовал поиск альтернативных вариантов помимо приобретения валюты в спешке, а начиная с 3 марта этого года еще и с комиссией за покупку в размере 30% от объема сделки. Волатильность слишком высока, на валютных рынках хайп и паника. Возможно, имеет смысл вернуться к старым и добрым бартеру и/или взаимозачетам. В ряде случаев имеет смысл приостановить какие-то сделки, планы, проекты на ранних стадиях. Не исключено, что потери от выполненных ранних этапов работ будут гораздо меньше, чем затраты на попытки «вытянуть» проект с приобретением (привлечением) валютных средств по губительным кросс-курсам и с рисками, которые вы даже еще не идентифицировали и не оценили.

Продуктовое эмбарго. Начиная с прошлого года, в ходе пандемии с перевозками было много сложностей. В условиях технического дефицита появился огромный спрос на транспортировку грузов. Международные морские перевозки возросли в стоимости кратно. От многих контрактов перевозчики отказывались, оплачивали незначительные штрафы и брали новые заказы по новым ценам.

В настоящий момент ситуация усугубилась так называемой контейнерной войной. Это ни что иное как продуктовое эмбарго. Контейнеры с пунктом назначения «Российская Федерация» объективно стали двигаться значительно дольше или остановились. Перевозчики манипулируют этим, увеличивая стоимость перевозок, требуя дополнительных условий страхования и т. д.

Уход поставщиков и производителей оборудования. За этим следом тянется уход сервисных служб, слетают гарантии и т. д. Россия уже переживала такую историю, в том числе в 2014 году. Опять же вероятно, что сейчас это хайповая волна, где каждый производитель считает своим долгом заявить свою позицию — «уход из России». Но если внимательно читать первоисточники и объявления компаний, очень многие говорят о временной приостановке. Опять же для того, чтобы понять контекст и принять взвешенные решения. Здесь рекомендация — подождать, пока «осядет пыль», прежде чем паниковать. Санкции санкциями, а бизнес бизнесом. Россия так или иначе довольно большой рынок сбыта для многих компаний, от которого мгновенно не отказываются. С зарубежными поставщиками и производителями со времен первых волн санкций отработаны схемы, позволявшие выполнять поставки. Конечно, это неминуемо отражается на цене, и нужно время на то, чтобы перестроить цепочки поставок.

Об авторе

Алексей Белков — эксперт по операционным и проектным рискам АНО ДПО «ИСАР».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте