Дело жизни

«Театр — это, прежде всего, жизнь человеческого духа»

Юлия Фуколова
Фото: Пресс-служба

Актерское искусство и менеджмент имеют мало общего, однако народный артист России Евгений Князев реализовал себя и в том, и в другом. Он выходит на сцену в Государственном академическом театре им. Вахтангова, а также возглавляет Театральный институт им. Бориса Щукина. И находит правильный баланс между рутиной и творчеством.

HBR — Россия: Вы уже 15 лет занимаете должность ректора одного из самых известных театральных вузов. Сложно ли руководить творческими людьми?

Князев: История нашего вуза начинается с 1914 года. Сначала это была студия при Театре им. Вахтангова, потом театральный техникум, позже — институт. За это время у нас, по большому счету, было три ректора. Борис Захава, который руководил почти 60 лет, Владимир Этуш и я. Меня назначили в 2003 году, а в нынешнем году переизбрали уже на четвертый срок. В 1970-е годы у вуза был еще один руководитель, его прислали из министерства — Георгий Пелисов. Хороший человек, но не из театральной среды. Тем, кто не понимает нашей специфики, здесь работать очень трудно.

В чем заключается эта специфика?

Людям со стороны может показаться, что мы занимаемся глупостями. Например, в техническом вузе все предметы серьезные — сопромат, начертательная геометрия, математика, технология металлов. И в целом понятно, о чем речь. А у нас преподают актерское мастерство, сценическое движение, сценическую речь, танец, ритмику. В курсе актерского мастерства есть такие элементы, как «Вера в предлагаемые обстоятельства». А еще «Оценка факта», «Внимание». Артист должен быть внимательным, не только знать текст роли, но и видеть, что происходит вокруг, слышать партнера. Как можно эту специфику объяснить людям со стороны? Здесь нет никаких формул, которые можно доказать и сравнить ответ с эталоном. Нужно долго вникать, впитывать, иначе работать в творческом вузе невозможно.

Как вы себя ощущаете в роли руководителя?

Нормально. Возможно, у меня всегда была склонность к организаторской работе. Я ведь закончил не только Щукинский институт — первое образование получил в Тульском политехническом институте. Мне нравится упорядоченность, хочется, чтобы все лежало по полочкам. Когда лет тридцать назад я пришел в Щукинский преподавать, то обратил внимание, какие в нашем учебном театре потрепанные кулисы. Купить новые мы не могли, и я договорился с Театром им. Вахтангова, чтобы нам отдали списанные. Кулисы в театре длиннее, чем в институте, и если отрезать нижнюю изношенную часть, будет в самый раз. Мы так и сделали. Кстати, эти кулисы висят у нас до сих пор.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте