Дело жизни
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Супербосс из Marvel

Сидни Финкельштейн
Фото: KIM KULISH/CONTRIBUTOR/GETTY IMAGES

Стэн Ли не любил, когда художники напрасно тратили время. Выдающийся автор и издатель комиксов, умерший в ноябре 2018 года в возрасте 95 лет, считал, что, если люди сидят без дела, они в любой момент могут от скуки уйти к конкуренту. Кроме того, он всегда лично заботился о том, чтобы его сотрудникам не приходилось считать каждый цент. Ли всегда обеспечивал своим подчиненным постоянную занятость, иногда даже в ущерб бизнесу.

Многим известна история о том, как однажды Стэн Ли раздал намного больше заданий, чем было нужно компании, и не сказал об этом своему начальнику, издателю Мартину Гудману. Лишними комиксами он забил один из шкафов в студии, чтобы воспользоваться ими, когда придет время. Когда Гудман увидел этот шкаф, он велел Ли уволить всю его команду. Тот выполнил указание начальника, хотя и чувствовал, что это было ошибкой. Впоследствии Ли настаивал на том, что, давая дополнительные задания, он инвестировал в своих сотрудников.

Я изучал биографию и карьеру Стэна Ли для моей книги «Супербоссы». Как я уже писал раньше в статье HBR, супербосс — это не просто хороший начальник, который умело организует рабочий процесс или перевыполняет план по доходам. Супербоссы находят талантливых сотрудников, обучают их и обеспечивают постоянных приток новых кадров. Так, например, Джон Стюарт делал популярными комиков в передаче Daily Show, а шеф-повар и ресторатор Элис Уотерс помогала карьере новых шефов. Супербоссы, умеющие находить, воспитывать и развивать таланты, как супергерои из комиксов, оказывают колоссальное влияние на то, что происходит в компании.

Не давать сотрудникам скучать — это всего лишь один из уроков, который я усвоил благодаря Стэну Ли. Второй не менее важный урок — не становиться цензором. Ли предпочитал, чтобы участники его команды самостоятельно принимали все креативные решения. Он вспоминал, как однажды ему довелось работать над комиксом, в финале которого было использовано слово «пого-стик» (pogo stick — популярная игрушка в виде прыжковой ходули — прим. ред.). Редактор комикса решил, что негородским читателям не понравится слово «пого-стик» и велел заменить его на «роликовые коньки». Ли согласился, хотя это и испортило шутку. В конце концов, комикс и вовсе не вышел в свет, а Ли признался: «Такая цензура для меня — это почти бесстыдство». Нанимая художника, дайте ему возможность делать свою работу, объяснял он. «Если человек занимается творческим трудом, и, по его мнению, что-то должно быть сделано так, а не иначе, позвольте ему сделать это», — призывал Ли.

Стэн Ли подкрепил свои слова делом несколько лет спустя, когда комикс «Халк», франшиза компании Marvel, лег в основу популярного телесериала. Он был поражен тем, как творческая команда трансформировала «Халка» для нового формата, и был рад остаться в стороне. Позднее он вспоминал: «Я очень многое понял про телевидение из наших разговоров с Кеном Джонсоном о том, как лучше адаптировать «Невероятного Халка» к формату телевизионного сериала. Успех этого шоу, созданного под руководством Кена, доказывает, насколько важно доверять творческие проекты по-настоящему талантливым и креативным людям». Ли с удовольствием отстранился и доверился самым молодым членам команды, которых более консервативные руководители сочли бы слишком «зелеными».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте