Дело жизни

«Зрителя надо постоянно удивлять»

Юлия Фуколова
Фото: Евгений Дудин

Современные кинорежиссеры и продюсеры стремятся поразить зрителей. Они меняют актеров до неузнаваемости, населяют героями фантастические миры, «оживляют» давно умерших людей. Мастер по пластическим спецэффектам, основатель студии FX Design Group Петр Горшенин стал знаменитым после того, как загримировал Сергея Безрукова в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой». В интервью HBR Россия художник рассказал, как придумывает и создает новых персонажей.

HBR Россия: Как и когда вы занялись пластическим гримом?

Горшенин: Мои родители были музыкально и художественно одаренными людьми, видимо, от них мне и передалась тяга к творчеству. В детстве очень хотелось разных игрушек, но в СССР особого выбора не было — сверстники играли, в основном, разномастными машинками. И тогда я начал лепить из пластилина индейцев, рыцарей, животных, те же машинки. Летом хранил фигурки в холодильнике, чтобы не растаяли. Лепка развивала образное мышление, давала представление о пропорциях. Потом освоил живопись, рисовал маслом на холсте — никто меня не учил, я просто наблюдал, как работают другие. А когда поступил в МАРХИ, с удивлением обнаружил, что все делал правильно. После института я выступал со своей рок-группой и сам оформлял наши театрализованные шоу. Затем меня позвали на телевидение, это была ежедневная передача «Спокойной ночи, взрослые». С помощью пластического грима я создавал разных гостей в студии — например, медузу Горгону или крысу-мутанта из московского метро. В 1998 году меня пригласил режиссер Александр Прошкин, который снимал фильм «Русский бунт». А дальше дело пошло семимильными шагами. Алексей Герман (старший) запускал картину «Трудно быть богом» и позвонил Прошкину, тот меня порекомендовал. Сегодня профессия художника по пластическому гриму очень востребована, потому что зрителя надо постоянно удивлять.

Чем пластический грим отличается от обычного?

Обычный грим — это художественная роспись по лицу. А пластический грим подразумевает изменение объемов. Мы занимаемся не только мелкой пластикой (шрамы, припухлости, морщины), но и полностью преображаем актера. Кроме того, создаем муляжи, а также аниматронику — движущиеся роботизированные устройства, которые управляются с помощью пультов. Например, нужно снять оборотня и показать, как человек превращается в монстра, при этом он должен выглядеть живым, скалить пасть и обладать выразительной мимикой.

Получается, с помощью грима вы можете превратить любого человека в кого угодно?

Это не так. Лицо — сложнейшая структура. Представьте, например, что вам надо совместить горы Анды и Пиренеи. Если попытаетесь наложить их 3D-модели друг на друга, то увидите большое количество несовпадений, а где-то одна модель даже пройдет сквозь другую. С лицом та же история. Расстояния между глазами, длина и ширина носа персонажа могут не совпадать с данными актера, из которого надо воссоздать героя. Кастинг-директора подбирают исполнителя по актерским данным, а по физическому типажу он может полностью отличаться. Например, на картине «Высоцкий. Спасибо что живой» была архисложная задача, потому что по физическим и актерским данным Сергей Безруков и его персонаж были схожи, но антропологически очень далеки. Поэтому моей целью было максимально приблизиться к образу Высоцкого, а не делать его стопроцентную копию.

Где сегодня учат мастерству пластического грима?

Учат на частных курсах, в разных студиях. Но очень часто это делается для зарабатывания денег, преподаватели сами в кино не работали. А чтобы вырастить полноценного специалиста, нужно заниматься с ним лет десять.

Какие знания и навыки нужны специалисту?

В первую очередь он должен быть художником, уметь нарисовать, а затем вылепить свои мысли. Не говоря уже о прикладных вещах — химии, физике, сопромате. В той же аниматронике нужно разбираться в работе двигателей, которые будут оживлять пластический грим. Важно говорить на одном языке с оператором, понимать в драматургии, композиции, освещении, мыслить монтажными категориями, иметь представление об истории искусств. Кроме того, поддерживать хороший контакт с артистом, потому что мы отвечаем за внешний образ, а он — за внутренний. А главное, учитывать психофизику актера — его движения и мимика в пластическом гриме должны быть естественными.

Какие материалы вы используете для грима?

Мы используем силикон, полиуретан, пластмассу, клей, все материалы импортные, у нас в стране их не производят. Многие думают, что наша химия сильно вредит коже, но это не так. Во-первых, сначала всегда наносится специальная защита. Во-вторых, силикон — это кремниевая органика, организм нормально его воспринимает. Обычный театральный грим гораздо вреднее. Кожу скорее раздражает отсутствие воздуха, поэтому актерам раз в несколько дней лучше давать перерыв от пластического грима.

Как выглядит ваш рабочий процесс?

Все материалы усовершенствуются, но технология осталось такой же, как была сто лет назад. Сначала мы делаем слепок головы, руки или тела актера, чтобы получить впоследствии модель актера из гипса или пластмассы. Затем уже работаем с ней, собираем разные объемные детали: лоб, щеки и т. д. Современные материалы очень похожи на кожу по прозрачности и эластичности. Инструмент актера — это его лицо, мы даем ему другой инструмент, и человеку нужно научиться работать со своим новым образом, воспроизводить те или иные эмоции, которые требует творческая задача фильма или спектакля. Важно понимать, как будут двигаться мышцы, если, например, актер улыбается, складки должны быть органичными.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте