Дело жизни

Берл Лазар

Анна Натитник

Главный раввин России Берл Лазар впервые приехал в нашу страну в 1988 году возрождать 
еврейские общины. С тех пор Россия стала частью 
его жизни.

HBR — Россия: Кто такой раввин?

Лазар: Иудаизм — монотеистическая религия не только потому, что мы верим в единого Бога, но и потому, что мы убеждены: кроме Бога, нет ничего. Мир — это частичка Бога. Это значит, что у каждого человека есть возможность общаться с Богом напрямую, без посредников. Тогда зачем нужен раввин? Раввин — это учитель, который может что-то объяснить, показать, ответить на вопросы. Он не милиционер Бога, не адвокат Бога, он — пиар-агент Бога.

Какая функция у главного раввина?

Я не люблю слова «главный». В иудаизме такого понятия нет. Просто исторически, чтобы внести в работу общины порядок, нужно было в каждом городе, в каждой стране найти человека, который бы все координировал, организовывал, представлял интересы людей. В Талмуде сказано, что особые духовные должности в общине — не почет, а рабство.

Каковы задачи еврейской общины?

Каждый человек зависит от других, нуждается в их поддержке. Община — это место, где человек может реализовать себя: помочь кому- то и сам получить помощь. Это больше, чем религиозное объединение, это, скорее, клуб, который дает людям возможность общаться.

Не кажется ли вам, что в современном мире ценность общения утрачена?

Утрачены многие ценности, и виноваты в этом новые возможности, технологии. Кажется, что сегодня люди стали общаться больше: у многих в «Фейсбуке» 500, 1000 друзей. Я не понимаю, что такое 1000 друзей. Друг — это человек, который чувствует мое состояние, радуется и грустит со мной, которому я нужен. Я не говорю, что технологии это плохо, — наоборот. Но в нашей жизни, к сожалению, экран зачастую заменяет нам друзей.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте