Эмоциональный интеллект
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать и чего не делать, если ваши сотрудники плачут

Дебора Грейсон Ригель
Иллюстрация: HBR Staff/azatvaleev/Getty Images

Недавно я консультировала руководительницу, которая спросила меня: «Можно ли мне сказать члену своей команды, чтобы она не плакала на работе?» Я коуч и обычно отвечаю на такие вопросы вопросом:

«Почему вы об этом спросили?»

«Почему вам кажется, что на работе нельзя плакать?»

«Какое влияние вы окажете на людей, если скажете, что на работе нельзя плакать?»

Но вместо того чтобы ответить как коуч я дала инстинктивный и твердый ответ: «Нет».

Благодаря герою Тома Хэнкса из фильма «Их собственная лига» мы знаем, что «в бейсболе нет места слезам», но ни один из виденных мною фильмов не дает четкого ответа на вопрос, что делать, когда люди на работе плачут. А они плачут, нравится нам это или нет. Слезы могут быть результатом разговора, в котором человек получил неприятную обратную связь, разочаровавшей встречи на тему планирования карьеры, сложной беседы о нереалистичных ожиданиях или возникнуть вроде бы ниоткуда. Многие из нас, видя, как человек плачет, чувствуют себя некомфортно, испытывают чувство вины и тревоги. Почему у нас возникает такая реакция? По нескольким причинам:

1. Мы хотим исправить ситуацию. Когда мы видим, что человек плачет, большинство из нас хочет инстинктивно решить его проблему. Но мы не всегда знаем, в чем проблема.

2. Мы волнуемся, что слезы из-за нас. Мы спрашиваем себя: «Я что-то не то сказал?», «Я что-то сделал?», «Она плачет из-за меня?».

3. Мы не знаем, почему человек плачет. Самое простое объяснение — человеку грустно. Но люди также плачут, когда сердятся, счастливы, смущены, волнуются, испытывают облегчение, напуганы, разочарованы, что-то поняли, устали, их оценили по достоинству, проголодались, чувствуют себя одиноко и т.д.

4. Мы не хотим плакать. Эмоции заразны, и мы волнуемся, что чужие слезы вызовут наши собственные, особенно если мы склонны сопереживать другим людям.

5. Нас тревожит, что слезы сигнализируют о большей проблеме — но какой? Мы задаемся вопросом, не вызваны ли слезы какой-то более крупной проблемой, чем только что состоявшийся разговор. Что если это признак глубокой личной проблемы — настолько глубокой, что мы не знаем, как помочь?

6. Мы боимся, что человек расплачется еще сильнее. Увидев первую слезинку и услышав первое всхлипывание, мы думаем: «Что если она разрыдается?» «Что если ее стошнит?» «Что если она слишком разволнуется?»

Чтобы помочь человеку, расплакавшемуся на работе, необходимо обладать эмоциональным интеллектом, особенно той его части, которая касается осознанности и самоконтроля. Осознанность требует, чтобы мы признали, что выражение эмоций другим человеком влияет на нас, и смогли сформулировать, как именно (испытываем мы страх, тревогу, гнев и т.д.). Самоконтроль означает контроль над нашими эмоциями и адаптацию к тому, что необходимо прямо сейчас.

В большинстве случаев прямо сейчас необходимо сказать что-то полезное, обнадеживающее и краткое. А чего не нужно говорить?

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте