Эмоциональный интеллект
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Руководители, которые не прощают

Манфред Кетс де Врис
Иллюстрация: hbr.org

Недавно на одном из моих семинаров по развитию лидерских качеств мне попался руководитель, у которого было странное отношение ко всему на свете. Что бы я ни говорил, его реакция всегда была негативной. Я был удивлен подобным поведением и попросил его рассказать немного о себе. Он поначалу не хотел, но мне удалось его разговорить. Этот человек поведал мне о своих проблемах, и впечатления, увы, были безрадостные.

Было очевидно, что я столкнулся с человеком, копившим долгие годы обиды и недовольства, про которые уже давно можно было бы забыть. В любом своем негативном опыте он всегда винил окружающих. Он не мог взглянуть на себя со стороны и взять ответственность за свои поступки.

Махатма Ганди как-то сказал, что «принцип политики “око за око” сделает весь мир слепым». И как же верны были его слова! И это особенно применимо к людям на руководящих постах. Начальники оказывают огромное влияние на жизни других людей, их неумение прощать может создать атмосферу враждебности, что вредит всем: коллегам, организации, обществу и даже нации.

Разумеется, любые взаимоотношения с другими людьми, будь то друзья, члены семьи или случайные незнакомцы, могут потенциально вас ранить. Родители с вами слишком строги, учителя неприятны, коллеги безответственны, а спутник жизни может изменить. Как только вы подпускаете кого-то слишком близко к себе, то становитесь уязвимы. И одной из самых естественных реакций на оскорбление или душевную рану — это отплатить той же монетой.

Для управленцев подобные риски еще выше. Человек, находящийся на руководящей должности, оказывается в водовороте человеческих взаимоотношений и эмоций. Как начальнику, вам придется разрешать конфликты. Ведь в противном случае они могут негативно отразиться на эффективности работы всей организации. Люди, которые не умеют прощать, тонут в своих негативных эмоциях и тянут за собой окружающих.

Конечно, хорошие управленцы знают, что накопленные обиды обходятся слишком дорого, а неумение прощать мешает людям двигаться вперед. Но для большинства людей на высоких постах естественнее мстить, нежели прощать. В нас есть это внутреннее чувство справедливости. И мы требуем, чтобы другие были непременно наказаны за тот вред, что они нам причинили. Сама реакция на справедливость или несправедливость, кажется, заложена в наш мозг, и это побуждает нас принять меры в отношении обидчика.

С точки зрения эволюции подобное поведение имеет важное значение. Принцип «око за око» работал в те времена, когда потенциальная месть была предупреждающим сигналом для атакующего. Он означал: «Не смей нарушать мои границы — или я объявлю тебе войну». Но такая модель открывает ящик Пандоры со всеми вытекающими последствиями. Месть порождает ответную месть, которая может стоить вам как физического, так и психического здоровья.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте