Эмоциональный интеллект
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Молчи, грусть»: как помочь справиться со стрессом

Холли Уикс

Недавно я получила изрядную порцию стресса и не могла спать. Мне предстояло сказать довольно неприятному коллеге, к тому же старшему рангом, то, что он вовсе не хотел от меня услышать, а я всегда боялась его громогласных и злых реплик. Мой знакомый выслушал мои жалобы, слегка кивнул и ответил: «Ну да, на меня часто и за меньшее орут». Его слова и спокойная манера помогли мне изменить точку зрения на предстоящую беседу, вернули ощущение нормы. Этот разговор уже не виделся мне концом света (именно таким все кажется в состоянии стресса). Я вспомнила, что неприятные вещи случаются со всеми нами, и да, они неприятны, но на этом жизнь не заканчивается.

Я не знаю ни одного человека, которому бы помог совет «Да ты не переживай». Намного лучше показать собеседнику, что к этой тяжелой для него ситуации можно подойти с иной точки зрения. Некоторые виды помощи могут быть проще и результативнее, чем другие, поэтому если вы решили поддержать человека, сначала запомните, что говорить не надо .

Избегайте клише и банальностей. Клише и банальности не воодушевляют человека, испытывающего стресс, а усугубляют его состояние, потому что в них нет содержания. Cтресс не то же самое, что лень или отсутствие мотивации, поэтому не стоит твердить «Когда тебе трудно, сожми зубы и работай» или «Давай, сделай это!».

Не перетягивайте одеяло на себя. Если взялись помогать, постарайтесь не сводить весь разговор к себе любимому, не превращайте собеседника и его проблемы во что-то малозначительное. Рассказ о том, как вы провалились на конференции, подождет до другого раза. И никогда не говорите: «Это у тебя-то дела плохи? Вот я…»

Не уменьшайте значимость проблемы. Мы отмахиваемся от чужих проблем, потому что чувствуем себя неловко. Этим мы нисколько не помогаем, да и сами выглядим ничтожно. «Не стоит беспокоиться», «Это пустяки», «Ты преувеличиваешь», «Не беда — пройдет» — все эти фразы говорить не надо.

Не читайте мораль. Если вы будете говорить свысока, то опять-таки ничем не поможете, более того, вы лишь сделаете собеседника еще более раздражительным. Подавите в себе желание занудствовать в духе «А вот если бы ты правильно распоряжался своим временем…»

Не надо пространных соболезнований. Коротко выразив сожаление, вы поможете своему коллеге выговориться. Но сочувствие само по себе не помогает. Если вы усядетесь рядом и приметесь оплакивать его злосчастную судьбу, дело так и не сдвинется с мертвой точки.

Стресс воздействует на нас ментально, физически, психологически и эмоционально. Справиться со всеми этими уровнями стресса сложно, не берите на себя чересчур много. Выберите то, что вам по силам, помогите коллеге в той мере, в какой вы готовы помочь. Помните, что вы не обязаны полностью избавить человека от стресса, вы всего лишь пытаетесь облегчить его состояние в данный момент. Попробуйте вот что.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте