Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Дело не в миллиардах: кому нужна зарплата Илона Маска

Джордж Серафейм
CSA-ARCHIVE/GETTY IMAGES

В начале этого года акционеры Tesla одобрили крупнейший в истории компенсационный пакет для гендиректора, который на самом деле явно не нуждается в деньгах. Илон Маск и так невероятно богат и не похож на человека, которого можно мотивировать еще большими суммами. Психолог Даниэль Пинк считает, что основные источники мотивации людей, удовлетворивших свои базовые потребности в еде и жилье, — это независимость, мастерство и цель. Маск превосходно подтверждает эту мысль. Он проявляет независимость, работая над самыми амбициозными проектами. Он постоянно стремится достичь вершин мастерства в том, чем занимается. И наконец, он  крайне целеустремленный человек. Однако это противоречие практически не упоминается, когда речь заходит о вознаграждении Маска.

Более того, большинство дискуссий упускает самое важное. Главное в устройстве нового компенсационного плана и объявлении о нем вовсе не деньги. Главное — демонстрация намерений Tesla стать гигантом в области использования чистой энергии, что поможет решить проблему изменения климата и трансформирует автомобильную отрасль. Для этого Маску нужно не только добиться доверия инвесторов, но и убедить их в своем радикальном видении будущего компании.

Единственная причина, по которой Tesla до сих пор жива (ведь компания не приносит прибыли, что напоминает историю становления Amazon), — это вера инвесторов в то, что она сможет справиться со своей задачей: произвести революцию в области транспорта.

Tesla привлекательна для инвесторов не как обычный автопроизводитель, а как компания, которая может стать одним из самых крупных игроков в низкоуглеродной экономике будущего. Компенсационный план Маска, по которому он получит акции и бонусы на сумму в $56 млрд, если рыночная капитализация Tesla достигнет $650 млрд, нужен, чтобы выдвинуть ценностное предложение для Уолл-стрит. В Tesla инвестируют не ради устойчивого дохода, а из-за того, что она может стать одной из самых важных компаний этого столетия.

Если бы Tesla ставила перед собой задачу достичь рыночной капитализации в $100 млрд (что, откровенно говоря, является амбициозной целью для большинства компаний, так как требует годовую рентабельность в 7% на следующие 10 лет), то инвесторы быстро потеряли бы интерес к финансированию компании. Они подписывались на радикальные изменения, а не на устойчивые доходы.

Маск знает, что одно из самых больших конкурентных преимуществ Tesla — терпение и умение думать о задачах на перспективу (не только об управлении, но и о своих инвесторах). Чтобы сохранять терпение, необходимо постоянно видеть перед собой путеводную звезду в виде рыночной капитализации в полтриллиона долларов. Связав свою компенсацию с этим видением, он показывает Уолл-стрит, к чему стремится.

Почему будущее требует чего-то большего, чем еще одного отличного автопроизводителя? Будущее автомобильной отрасли предполагает взаимосвязь трех тенденций, которые всего несколько лет назад казались не связанными друг с другом: беспилотных автомобилей, каршеринга и электромобилей. Эти тенденции помогут автопрому отказаться от использования углеводородов, что будет способствовать решению проблемы изменения климата; значительно улучшит здоровье людей, снизив количество аварий и загрязнение окружающей среды; увеличит доступность передвижения и уменьшит количество машин на дорогах, заметно повысив качество жизни.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте