Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Шесть практик сильного лидера

Брук Мэнвилл , Рон Ашкеназ
Фото: Wynand Uys / Unsplash

Недавно к нам обратилась HR-директор одной медицинской компании. Она рассказала о некоторых своих сотрудниках (высококлассных специалистах в таких сферах, как финансы, страхование, маркетинг, исследования и терапия), которые демонстрировали высокий лидерский потенциал. Однако это казалось ей недостаточным, поэтому она задалась вопросами: можно ли развить способность к более многофункциональному управлению; могут ли такие лидеры оказывать влияние на целые сегменты организации, особенно в быстро меняющейся сфере здравоохранения; и что об этом говорят новые исследования в области лидерства?

Самое любопытное в вопросе этого HR-директора — ее уверенность в том, что мысль в сфере развития лидерских качеств постоянно генерирует что-то новое и достойное внимания. И действительно, каждый год выпускаются сотни новых книг о лидерстве, а общее их количество измеряется тысячами. Благодаря развитию нейронаук, изучению эмоционального интеллекта и моделированию отношений появляются все новые инструменты оценки и измерения лидерских качеств. Мы наблюдаем совершенствование компьютерных алгоритмов и симуляций в виртуальной реальности для принятия решений, новые онлайн-курсы, академические и экспериментальные программы. Разве такое количество инноваций не приводит к появлению новых концепций и подходов к лидерству?

В реальности дела обстоят несколько иначе. Безусловно, сфера изучения и развития лидерских качеств испытывает небывалый подъем. Конечно, возникает множество новых и интересных идей, и некоторые из них оказываются весьма полезны. Но несмотря на это концептуальный подход к лидерству не меняется уже долгие годы — по крайней мере с тех пор, как организации стали более демократичными и менее иерархическими. Как и прежде, основная миссия лидера состоит в объединении людей в организации вокруг общих целей для получения ощутимых результатов.

За год работы над книгой «Справочник лидера от HBR» (HBR Leader’s Handbook), мы лишний раз убедились в том, насколько работоспособен этот проверенный временем подход к лидерству. Мы побеседовали с более чем 40 успешными лидерами самых разных компаний — коммерческих, некоммерческих и стартапов. Затем мы проанализировали статьи из Harvard Business Review, опубликованные за несколько десятилетий, чтобы выявить систематически повторяющиеся идеи от теоретиков и практиков менеджмента. На основе этого анализа, проведенных интервью, а также исходя из собственного опыта консультантов по лидерству и управлению организациями, нам удалось выделить шесть фундаментальных практических шагов, которыми пользуются наиболее успешные и влиятельные лидеры из года в год. Вот они:

1. Объедините людей вокруг вдохновляющей идеи и значительной цели.

2. Постройте стратегию достижения этой цели, определив эффективные и неэффективные действия.

3. Привлекайте таланты и давайте им возможности для развития, чтобы реализовать вашу стратегию.

4. Ставьте акцент на достижении результатов, которые требует ваша стратегия.

5. Создайте атмосферу инноваций, которая поможет пересматривать стратегию и вносить в нее коррективы.

6. Работайте над собой: развивайтесь как личность и как лидер, чтобы внедрение всех этих практик стало максимально эффективным.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте