Лидеры

Искусство парадоксов, или Где искать новые идеи

Юлия Фуколова
Фото: Евгений Дудин

Современные менеджеры учатся не только в бизнес-школах и на практике ­­­­­— они также ходят в оперу, читают романы и изучают творчество художников-авангардистов. О том, что искусство может дать бизнесу, как развивать интуицию и фиксировать диссонансы, рассказывает декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ Сергей Филонович.

HBR Россия: Бизнес — сфера сугубо прагматичная. Что может дать предпринимателям искусство?

Сергей Филонович: Забавно, но ответ на этот вопрос нашел физик, академик Евгений Фейнберг. Он написал книгу «Две культуры», в какой-то мере его работа была ответом на знаменитую лекцию писателя Чарльза Перси Сноу про размежевание двух культур: гуманитарной и естественно-научной. Фейнберг пришел к выводу, что главная функция искусства — обоснование интуитивного способа познания мира. Интуиция — исключительная способность, которая важна и в бизнесе.

Что представляет собой интуиция с научной точки зрения?

Философы определяют интуицию как способность к усмотрению истины вне ее логического и эмпирического доказательства. Это своего рода инсайт, откровение. Интуиция порождается определенным опытом, но его можно приобрести разными способами: проводить научные эксперименты, заниматься творчеством и т. д. Если человек всерьез интересуется искусством, а не рассматривает его как развлечение по выходным или как обязаловку, чтобы считаться культурным человеком, то тем самым он развивает свою интуицию. А с точки зрения конкуренции интуитивные решения самые устойчивые.

Почему вы так думаете?

Потому что их невозможно воспроизвести. Решения, основанные на логике, можно повторить, тогда как интуиция и опыт у каждого свои.

Но интуитивное решение не означает безошибочное.

Аналитика тоже нередко подводит человека. Я бы сказал, что эти два способа познания существуют на равных основаниях, ни у одного из них нет явного преимущества. Интуиция просто добавляет к арсеналу бизнесмена важный элемент — возможность увидеть явления под новым углом зрения.

Как именно это происходит?

Интуиция позволяет фиксировать когнитивные и эмоциональные диссонансы, которые необходимы для порождения нового знания и новых идей. Диссонанс — это ощущение, что что-то здесь не так. Как рождались самые успешные проекты? Билл Гейтс обнаружил, что возможности компьютеров огромны, но пользователям надо знать языки программирования. Чтобы устранить этот парадокс, он придумал интерфейс, и теперь людям не нужно изучать программирование, а сам Гейтс стал миллиардером. Стив Джобс тоже увидел несоответствие — компьютеры большие, работать на них не очень удобно. Значит, нужно раскрепостить пользователя, дав ему маленькое устройство. Каждая новая идея в бизнесе связана с чувствительностью людей к подобным диссонансам, а искусство помогает эту чувствительность развивать.

Как находить эти диссонансы?

Чувствительность к диссонансам во многом зависит от воспитания — дети рождаются с естественным любопытством, а мы часто их забиваем. Людей можно с детства научить внимательно смотреть на вещи, но такому человеку сложно жить, потому что в нашем обществе диссонансов гораздо больше, чем нужно. А вообще парадоксы у нас все время перед глазами, все зависит от эстетического, интеллектуального и духовного опыта. Попробуйте вслушиваться в музыку — например, кантату Карла Орфа «Кармина Бурана». Это потрясающая музыка, она нагнетает атмосферу, передает накал человеческих страстей. Или, скажем, вы смотрите на картину и видите, как метко художник уловил ту или иную особенность. Неожиданный взгляд на привычные вещи дают импрессионисты. Современное искусство, несмотря на то что я не большой его поклонник, тоже заставляет удивляться. Всякого рода инсталляции вызывают иногда…

Оторопь?

Возможно. Но это тоже хорошо, потому что все наши чувства имеют значение. Инсайты ведь не происходят сами собой — это реакция мозга на внешние впечатления, и разнообразие впечатлений повышает вероятность озарения. Та же оторопь вполне может переключить наше сознание.

Иными словами, кто-то за переключением сознания ездит в Тибет или гоняет на мотоциклах, а кто-то ходит в оперу?

Совершенно верно. А еще в кино и на выставки, слушает музыку, потому что развитию интуиции способствуют любые виды искусства. Например, исследователи выяснили, что музыка влияет на качество финансовых решений. Оказалось, что, слушая тревож­ную музыку, люди принимают более взвешенные решения. А, скажем, под легкий джаз они более расточительны. То есть музыка может быть триггером конкретных действий.

Насколько глубоко нужно погрузиться в искусство, чтобы научиться видеть диссонансы?

Любые требования здесь чрезмерны. Но если вы в общих чертах знаете историю искусства, то увидите больше. Например, я ставил эксперимент на своей жене и повел ее в Эрмитаж — сначала в зал Тициана, потом к «малым голландцам». А потом спросил, в чем разница между художниками. Она ответила, что у картин разные размеры. А ведь это важная деталь! Работы Тициана висели во дворцах, в церквях, ему заказывали религиозные сюжеты. А работы «малых голландцев» — в домах обычных людей. Собственно, эти художники и сделали живопись предметом быта. И сюжеты у них реалистичные. Такой практичный подход во многом изменил социум. В конце концов, маленькая Голландия стала лидером в Европе в экономическом и политическом плане. Если вы знаете историю, то получите от искусства больше эмоций. Полезно также обсуждать свои наблюдения друг с другом, это опять-таки повышает чувствительность к разнообразию. Ведь когда бизнесмен предлагает идею, окружающие не всегда воспринимают ее одинаково — они могут увидеть в ней свой смысл.

Гуру менеджмента Джеймс Марч в интервью HBR говорил, что руководителю важно фиксировать неопределенность мира, но при этом доносить свои мысли до окружающих в простой и ясной форме. В качестве тренировки Марч рекомендовал управленцам читать стихи. Вы с ним согласны?

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте