Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как найти «голубой океан» в Голливуде

Нилофер Мерчант
Фото: HBR STAFF/J. COUNTESS/CONTRIBUTOR/GETTY IMAGES

Девять лет назад Ава Дюверней занималась продвижением кино. Сегодня она выдающийся режиссер, а ее революционный сериал на Netflix «Когда они нас увидят» за первые несколько недель показа посмотрели 23 млн человек. Картина также получила 16 номинаций на «Эмми». Карьерный путь Дюверней можно назвать экстраординарным, даже ослепительным, однако если повнимательнее приглядеться к тому, как она поступает, что выбирает, какие смыслы транслирует, мы увидим кое-что еще: Дюверней на собственном примере показывает остальным инноваторам, как покорить «голубой океан».

«Голубые океаны» — источники роста, прибыли и инноваций. Это новые потребители, которых находят самые решительные, умеющие создавать и улавливать новые веяния в тихой заводи. «Красные океаны», напротив, означают существующих клиентов, сегменты, в которых всякому продукту приходится отчаянно сражаться даже за незначительную долю рынка.

Кинопроизводство Голливуда сегодня представляет собой территорию «красного океана». С момента зарождения индустрии фильмы снимались в основном белыми мужчинами, актеры в них тоже были преимущественно белыми, как и действующие лица по сюжету большинства историй. И так было даже тогда, когда зрительская аудитория и состав съемочных групп (актеры, сценаристы, режиссеры) стали более разнообразны. Например, несмотря на то что в 2016 году в США темнокожее и цветное население составляло 40% в общей численности, 87% режиссеров были белыми. Женщины составляют чуть более половины населения, и несмотря на это, в 2016 году 93% режиссеров — мужчины.

Однако границы «красного океана» определяют не только демографические показатели сложившегося столетнего рынка, но глубоко укоренившиеся представления индустрии о самой себе. Скажем, еще десять лет назад многие в Голливуде считали, что экшн-фильмы, где главное действующее лицо — женщина, «не работают». Чтобы разрушить этот миф, потребовалось снять франшизу «Голодные игры», первые два фильма которой собрали рекордную кассу. Или возьмем «Черную пантеру». Общепринятая догма гласила, что фильмы с темнокожими актерами никогда не будут коммерчески успешны за границей, однако «Черная пантера» всего за месяц принесла своим создателям общемировой доход в $1 млрд.

Привычный образ мышления не позволяет выйти за пределы «красных океанов» и открыть «голубые океаны» возможностей. 

Новые рынки появляются в тот момент, когда люди занимают позицию, позволяющую им увидеть мир по-своему. Именно с этой центрообразующей, уникальной точки и можно заметить «голубой океан». Именно так, поставив во главу угла дизайн, Стив Джобс из Apple Computer обнаружил «голубой океан» в технологической индустрии. Так Кара Голдин из Hint Water нашла свое место в индустрии газированных напитков, сосредоточив внимание на здоровье. И так же Ава Дюверней открыла «голубой океан» в кино- и телеиндустрии, посвятив свою работу людям другого цвета кожи. Однако чтобы покорить «голубой океан», нужна не только вера в то, что он есть. Необходимо также выстроить новые суда, собрать экипажи и найти течения, способствующие росту и продвижению вперед. Дюверней прекрасно справилась со всеми этими задачами.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте