Лидеры

Кто поможет главному: три важных качества хорошего советника CEO

Ярослав Глазунов
Фото: Heidi Fin / Unsplash

Выдающихся лидеров мы почитаем долгие годы. Роль же их советников часто мало кому известна. Кто эти люди и какими качествами они обладают?

СЕО, как и лидер в любой области, всегда испытывает одиночество и изолированность на своей позиции. И в этой связи он, пожалуй, как никто другой нуждается в советнике («проводнике», оппоненте, «спарринг-партнере»), с которым будет чувствовать себя в безопасности.

Найти советника, с которым СЕО сможет обсуждать тревожащие вопросы (иногда, чтобы получить стороннее и непредвзятое мнение, а иногда, чтобы просто иметь внимательного слушателя или возможность произнести свои размышления вслух) — большой вызов. Сложность этих поисков связана с профессиональной и личной уязвимостью самой роли СЕО. Традиционное окружение в компании крайне редко может подойти на роль советника.

Может ли стать советником кто-нибудь из акционеров или членов совета директоров, состоящего, как правило, из опытных, «закаленных в боях» руководителей компаний? Может ли выступать в этой роли кто-то из подчиненных? Помогут ли CEO его друзья или члены семьи? В большинстве случаев представители названных групп не подходят на роль советника. Ниже приведены некоторые ситуации, объясняющие причины.

СЕО промышленной компании как-то поделился со мной: «Я не могу рассматривать членов совета директоров в качестве советников, поскольку сегодня часть их работы — заставить меня работать под давлением. Конечно, у них есть нужный опыт, чтобы дать мне советы, но открыться им я не могу». Другой СЕО посетовал в разговоре со мной на совершенную им ошибку. Ему пришлось попросить совет у одного из членов совета директоров его компании по очень чувствительному вопросу. Впоследствии этот случай был использован как аргумент, поставивший под вопрос компетентность CEO.

СЕО не может привлечь в качестве советника и кого-то из своих подчиненных, поскольку они являются источником идей о том, как улучшить деятельность компании в определенных функциональных областях, но воспринимают своего руководителя так же, как матросы корабля капитана. Капитан для них всегда должен иметь железную волю и быть уверенным в своих решениях — иначе кто же последует за ним?

Друзья и семья могут и оказывают эмоциональную поддержку, но в ситуации, когда нужно знать контекст проблемы, их советы, как правило, бесполезны, так как у них чаще всего не хватает квалификации и зрелости.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте