Кто поможет главному: три важных качества хорошего советника CEO | Большие Идеи

・ Лидеры

Кто поможет главному: три важных качества хорошего
советника CEO

Чем может помочь гендиректору хороший советник

Автор: Ярослав Глазунов

Кто поможет главному:  три важных качества хорошего советника CEO
Heidi Fin / Unsplash

читайте также

Чего я стою на самом деле?

Тони Шварц

Как мужчины защищают свою идентичность

Дэн Кассино

Алексей Малашенко. Ислам и Запад: конфликт идентичностей

Анна Натитник

Молчать о главном: помогите людям сделать правильный выбор

Гольдштейн Дэниел,  Джонсон Эрик,  Хейтман Марк,  Херрман Андреас

читайте также

Выдающихся лидеров мы почитаем долгие годы. Роль же их советников часто мало кому известна. Кто эти люди и какими качествами они обладают?

СЕО, как и лидер в любой области, всегда испытывает одиночество и изолированность на своей позиции. И в этой связи он, пожалуй, как никто другой нуждается в советнике («проводнике», оппоненте, «спарринг-партнере»), с которым будет чувствовать себя в безопасности.

Найти советника, с которым СЕО сможет обсуждать тревожащие вопросы (иногда, чтобы получить стороннее и непредвзятое мнение, а иногда, чтобы просто иметь внимательного слушателя или возможность произнести свои размышления вслух) — большой вызов. Сложность этих поисков связана с профессиональной и личной уязвимостью самой роли СЕО. Традиционное окружение в компании крайне редко может подойти на роль советника.

Может ли стать советником кто-нибудь из акционеров или членов совета директоров, состоящего, как правило, из опытных, «закаленных в боях» руководителей компаний? Может ли выступать в этой роли кто-то из подчиненных? Помогут ли CEO его друзья или члены семьи? В большинстве случаев представители названных групп не подходят на роль советника. Ниже приведены некоторые ситуации, объясняющие причины.

СЕО промышленной компании как-то поделился со мной: «Я не могу рассматривать членов совета директоров в качестве советников, поскольку сегодня часть их работы — заставить меня работать под давлением. Конечно, у них есть нужный опыт, чтобы дать мне советы, но открыться им я не могу». Другой СЕО посетовал в разговоре со мной на совершенную им ошибку. Ему пришлось попросить совет у одного из членов совета директоров его компании по очень чувствительному вопросу. Впоследствии этот случай был использован как аргумент, поставивший под вопрос компетентность CEO.

СЕО не может привлечь в качестве советника и кого-то из своих подчиненных, поскольку они являются источником идей о том, как улучшить деятельность компании в определенных функциональных областях, но воспринимают своего руководителя так же, как матросы корабля капитана. Капитан для них всегда должен иметь железную волю и быть уверенным в своих решениях — иначе кто же последует за ним?

Друзья и семья могут и оказывают эмоциональную поддержку, но в ситуации, когда нужно знать контекст проблемы, их советы, как правило, бесполезны, так как у них чаще всего не хватает квалификации и зрелости.

Проблема поиска хорошего личного советника стояла перед сильными мира сего всегда. Царь Крез по важнейшим вопросам войны и мира консультировался с дельфийским оракулом. Наставником короля Артура был мудрый волшебник Мерлин. Александр Македонский учился у Аристотеля. В Средние века короли чаще всего прибегали к услугам лиц, имеющих духовный сан и делали это часто по простой причине: именно они умели бегло читать и писать. Король Франции Людовик XIII избрал своим главным советником кардинала Ришелье, и тот стал архитектором государственного управления во Франции, многие черты которого сохраняются до сих пор. После эпохи Возрождения особый вес приобрели банкиры и профессиональные юристы, например, Томас Мор, банкиры из клана Медичи или Ротшильды. Президент Франклин Делано Рузвельт обращался за советом к таким, заслуживающим его доверия людям, как генерал Джордж Маршалл и дипломат и политический деятель Гарри Хопкинс.

Из этих примеров видно, что эффективным советником может стать личностно зрелый и разносторонний человек с совершенно разным бэкграундом. При этом лидеров притягивает в советниках три качества.

1. CEO ценят советников, которые самодостаточны, но сосредоточены на повестке дня руководителя и всегда готовы сказать ему правду.

2. Несмотря на высокое положение, CEO никогда не сможет знать всего. Гендиректора тяготеют к людям, которые, с одной стороны, понимают специфику бизнеса, а с другой, используют широту своих знаний. Эффективные советники — это прежде всего глубокие универсалы. Они сочетают знания специалиста в определенной области с широким пониманием бизнес-среды, в которой работает CEO. К примеру, по этой причине советы глубокого универсала и теоретика менеджмента Питера Друкера всегда были востребованы со стороны многих СЕО и даже правительства США.

3. «Текучка», вал встреч, звонков и обязательств постоянно сбивают и отвлекают СЕО от приоритетных задач. Генеральные директора дорожат тем, что их советники предоставляют дополнительную перспективу, помогают переосмыслить проблему и задают отрезвляющие вопросы, что дает возможность действительно сосредоточиться на важных и стратегических вопросах.

В силу «одиночества» своей должности руководителю часто невозможно с кем-либо обсуждать животрепещущие темы, сомнения, опасения, страхи, дерзкие идеи. Советник же позволяет СЕО проговаривать широкий спектр вопросов, включая подготовку к встрече с акционерами или к заседанию совета директоров, лидерские вызовы, вопросы личного и карьерного характера. Накопленная экспертиза советника, знание людей и лидерские инсайты позволяют СЕО избегать ошибок, сохранить контроль над ситуацией, принимать верное решение в самых чувствительных вопросах. И самое главное: именно мудрый советник позволяет CEO стать выдающимся лидером.

Об авторе. Ярослав Глазунов — управляющий партнер российского офиса компании Spencer Stuart, автор книги «Анти-Титаник. Руководство для CEO. Как выигрывать там, где тонут другие», основатель программы по развитию высокоэффективных генеральных директоров СЕО Academy.