Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Три совета тем, кто хочет стать CEO

Елена Лыткина-Ботельо , Ким Розенкеттер Пауэлл , Николь Вонг
Фото: JOHN HOLCROFT/GETTY IMAGES

Некоторые взлетают по карьерной лестнице вверх, другие — отстают или даже сходят с дистанции. Принято считать, что те, кто добиваются успеха, учатся на престижных программах MBA, сразу после окончания бизнес-школы получают перспективные должности в авторитетных компаниях и направляются по карьерной лестнице строго вверх, избегая неосторожных движений. Однако, по нашим данным, дело обстоит совсем иначе.

В ходе 10-летнего исследования под названием CEO Genome Project мы собрали данные о более чем 17 000 представителях высшего руководства компаний. 2600 человек из этой выборки мы детально проанализировали, чтобы узнать, кто и как добрался до вершины. Затем мы внимательно изучили «CEO-спринтеров» — тех, кто достиг должности гендиректора быстрее, чем за средний срок в 24 года.

Мы сделали удивительное открытие: причина стремительного успеха спринтеров кроется не в идеальных возможностях перед стартом. Дело в смелых карьерных решениях, которые и запускают их ввысь. По нашим наблюдениям, есть три типа таких карьерных пусковых механизмов. 97% спринтеров воспользовались одним из них, а почти 50% — по меньшей мере двумя (для сравнения: так же поступили лишь 24% обладателей степени MBA престижных школ).

С помощью таких карьерных пусковых механизмов руководители выстраивают модель поведения, которая отличает успешных CEO: они решительны, надежны, готовы адаптироваться к ситуации и способны гарантировать результат. Все это не дает их достижениям остаться незамеченными. Эти механизмы настолько действенные, что даже участники нашего исследования, не стремившиеся занять пост CEO, в итоге получили его, следуя одной или нескольким из перечисленных ниже стратегий.

Опустите планку, чтобы вырасти

Путь к посту CEO редко проходит по прямой. Зачастую приходится отступать назад или делать шаг в сторону, чтобы продвинуться дальше. Более 60% спринтеров в определенный момент карьеры играли менее значительную роль. Они начинали новую деятельность в рамках компании (например, запускали новый продукт или создавали отдел), переходили в меньшую компанию, где принимали на себя больше обязанностей, или открывали свое дело. В каждом случае они использовали возможность создать что-то с нуля и добиться высоких результатов.

Джеймсу (имя изменено) было около 30 лет, когда он пришел заниматься стратегией и развитием бизнеса в компанию с многомиллиардным оборотом из сферы маркетинга и коммуникаций. В самом начале ему выпал шанс заняться развитием одного из новых бизнес-направлений. У Джеймса была только незаполненная схема организационной структуры, а его будущее казалось весьма неопределенным. Это выглядело как понижение или, в лучшем случае, как отступление в сторону. «Когда я пришел, этот бизнес не приносил доходов. Мы повысили оборот до $250 млн» — рассказывает Джеймс. Построив новый бизнес с нуля, он приобрел важнейшие для CEO управленческие навыки, такие как контроль за доходами и расходами, умение составлять бюджет и принимать стратегические решения (более 90% участвовавших в опросах CEO имеют опыт общего управления). Спустя 13 лет он оказался во главе образовательной организации с оборотом в $1,5 млрд.

Совершите большой скачок

Более чем трети опрошенных CEO-спринтеров достичь вершины помог «большой скачок», причем он произошел у них в первые 10 лет карьеры. Эти руководители знали, куда дует ветер, и сказали «да» возможности испытать новую роль, даже если никогда раньше не делали ничего подобного и не были готовы к препятствиям, ожидавшим их на пути.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте