Три совета тем, кто хочет стать CEO | Большие Идеи
Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Три совета тем, кто хочет стать CEO

Елена Лыткина-Ботельо , Ким Розенкеттер Пауэлл , Николь Вонг
Три совета тем, кто хочет стать CEO
Фото: JOHN HOLCROFT/GETTY IMAGES

Некоторые взлетают по карьерной лестнице вверх, другие — отстают или даже сходят с дистанции. Принято считать, что те, кто добиваются успеха, учатся на престижных программах MBA, сразу после окончания бизнес-школы получают перспективные должности в авторитетных компаниях и направляются по карьерной лестнице строго вверх, избегая неосторожных движений. Однако, по нашим данным, дело обстоит совсем иначе.

В ходе 10-летнего исследования под названием CEO Genome Project мы собрали данные о более чем 17 000 представителях высшего руководства компаний. 2600 человек из этой выборки мы детально проанализировали, чтобы узнать, кто и как добрался до вершины. Затем мы внимательно изучили «CEO-спринтеров» — тех, кто достиг должности гендиректора быстрее, чем за средний срок в 24 года.

Мы сделали удивительное открытие: причина стремительного успеха спринтеров кроется не в идеальных возможностях перед стартом. Дело в смелых карьерных решениях, которые и запускают их ввысь. По нашим наблюдениям, есть три типа таких карьерных пусковых механизмов. 97% спринтеров воспользовались одним из них, а почти 50% — по меньшей мере двумя (для сравнения: так же поступили лишь 24% обладателей степени MBA престижных школ).

С помощью таких карьерных пусковых механизмов руководители выстраивают модель поведения, которая отличает успешных CEO: они решительны, надежны, готовы адаптироваться к ситуации и способны гарантировать результат. Все это не дает их достижениям остаться незамеченными. Эти механизмы настолько действенные, что даже участники нашего исследования, не стремившиеся занять пост CEO, в итоге получили его, следуя одной или нескольким из перечисленных ниже стратегий.

Опустите планку, чтобы вырасти

Путь к посту CEO редко проходит по прямой. Зачастую приходится отступать назад или делать шаг в сторону, чтобы продвинуться дальше. Более 60% спринтеров в определенный момент карьеры играли менее значительную роль. Они начинали новую деятельность в рамках компании (например, запускали новый продукт или создавали отдел), переходили в меньшую компанию, где принимали на себя больше обязанностей, или открывали свое дело. В каждом случае они использовали возможность создать что-то с нуля и добиться высоких результатов.

Джеймсу (имя изменено) было около 30 лет, когда он пришел заниматься стратегией и развитием бизнеса в компанию с многомиллиардным оборотом из сферы маркетинга и коммуникаций. В самом начале ему выпал шанс заняться развитием одного из новых бизнес-направлений. У Джеймса была только незаполненная схема организационной структуры, а его будущее казалось весьма неопределенным. Это выглядело как понижение или, в лучшем случае, как отступление в сторону. «Когда я пришел, этот бизнес не приносил доходов. Мы повысили оборот до $250 млн» — рассказывает Джеймс. Построив новый бизнес с нуля, он приобрел важнейшие для CEO управленческие навыки, такие как контроль за доходами и расходами, умение составлять бюджет и принимать стратегические решения (более 90% участвовавших в опросах CEO имеют опыт общего управления). Спустя 13 лет он оказался во главе образовательной организации с оборотом в $1,5 млрд.

Совершите большой скачок

Более чем трети опрошенных CEO-спринтеров достичь вершины помог «большой скачок», причем он произошел у них в первые 10 лет карьеры. Эти руководители знали, куда дует ветер, и сказали «да» возможности испытать новую роль, даже если никогда раньше не делали ничего подобного и не были готовы к препятствиям, ожидавшим их на пути.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Инвесторы, пора стать общительнее!
Титен Дэвид,  Фармер Крис
Иные возможности мозга
Гэри Пизано,  Роберт Остин